Мария Баженова, методист онлайн курсов МИФ
Привет. Меня зовут Маша Баженова, я методист. В МИФе отвечаю за качество курсов и занимаюсь разработкой продуктов. Моя задача — сделать так, чтобы ученики пришли к результату и остались довольны самим процессом обучения.
Есть 5 ключевых шагов для создания курсов: исследование, консультации с экспертами, проектирование, разработка, запуск и сбор обратной связи. В статье расскажу подробнее про каждый из них.
Исследование целевой аудитории
Первое, на что опирается команда курсов при разработке продуктов, — это целевая аудитория и ее понимание. Мы стараемся узнать своих учеников: какие у них запросы, чему хотят научиться, какие есть потребности. Поэтому берем за основу исследования, делаем опросы и проводим интервью, в которые включаем методические вопросы. Как вы любите учиться? Сколько времени тратите? Какие форматы комфортны? Что для вас важно в обучении? Мы изучаем ответы, чтобы понять ожидания и зону комфорта наших студентов.
Так выглядит мое рабочее место с напоминалками и важными мыслями на доске
Например, учиться на IT-курсах обычно планируют около года. Но когда человек хочет разобраться в романе «Мастер и Маргарита», он рассчитывает узнать ответ за одну лекцию. Тогда странно предлагать ему полугодовое обучение.
Мы делаем так, чтобы продукт совпадал с представлением аудитории. Это похоже на чаши весов. На одной стороне — ожидания: сколько времени и ресурсов студенты готовы инвестировать в свое обучение, какой формат для них будет комфортным. А на другой — результат, который ученики получат на выходе. Поэтому в образовательных продуктах нужна работа методиста: он помогает соотнести запросы и наполнение курса.
А вторая опора — это тема обучения и результат, к которому ведет курс. Команда собирает информацию, запросы учеников и делает черновик концепции. А потом со своими представлениями мы обращаемся к экспертам.
Консультации с экспертами
С экспертами готовим финальную концепцию. Авторы курсов из своего опыта и результатов собственных клиентов помогают нам докрутить продукт. Например, могут посоветовать заменить личные встречи на групповую работу, потому что так студенты получат лучший результат. Или предложат вместо видео сделать пошаговую инструкцию, потому что так легче воспринимать информацию в этом уроке. Через обратную связь от экспертов мы часто решаем как упаковать, доработать и сделать курс с максимальной пользой.
Проверяю материалы курса «Кошелек и жизнь» — про основы финансовой грамотности и инвестиций
Проектирование
Когда утвердили финальную концепцию, начинается проектирование или дизайн продукта. Здесь уже вырисовываем структуру и готовим с экспертом программу.
У меня есть два ориентира при выборе формата обучения: методология и методики. Хотя звучит похоже, это разные вещи.
Методология обучения — это тот порядок действий, который приводит студентов к результату. Среди них уже есть разработанные и проверенные на практике, и навык методиста как раз состоит в том, чтобы знать их и уметь подбирать под обучение. Например, практикум для развития писательских навыков отличается от курса медитаций. Поэтому в первом будут рабочая тетрадь и разборы текстов, а во втором — онлайн-встречи и аудиоматериалы. Вместе с экспертом я выбираю такой формат, который приведет учеников к лучшему результату в каждом конкретном курсе. Методология — это каркас, на котором построена последовательность всех событий в обучении.
Методики — конкретные инструменты, которые приводят к образовательным результатам: онлайн-встречи, интерактивные вебинары, лонгриды, чек-листы и другие. Миксуя разные методики, мы можем сделать обучение вовлекающим и интересным на протяжении всего курса. Еще они помогают точечно решать задачи. Например, некоторые упражнения оформляем в пошаговые инструкции. Так у человека даже после окончания обучения останется материал, к которому он сможет обратиться. А вот медитации лучше сделать в формате аудиозаписи.
Сначала я выбираю методологию, а потом подбираю методики. Так получается крепкая структура курса и интересная программа.
Разработка
На этом этапе активно оформляем все материалы, которые получат ученики: уроки и домашние задания на платформе, дополнительные материалы, системы ачивок и бонусов. Обязательно прогоняем вебинары с экспертом, вычитываем презентации. Например, недавно закончила работать с курсом «Метафорические карты», который стартует осенью.
Сейчас готовим курс «Текст как инструмент». В нем много практического материала и ежедневных заданий для учеников. Мы как раз оформляем рабочие тетради с дизайнерами. На самом деле для любого курса команда делает большое количество работы: под каждый урок нужно написать техническое задание, собрать материал и упаковать, чтобы на платформе все выглядело красиво и легко усваивалось. Подготовить чаты, написать для них сценарии и сделать контент-план — все это тоже задачи методиста.
Подготовка к курсу уже на финишной прямой. Стартуем в День знаний
Запуск и сбор обратной связи
Во время обучения работает служба поддержки: помогает ученикам с техническими и организационными вопросами, а еще собирает обратную связь. После завершения курса мы проводим ретро: смотрим метрики, отзывы учеников, бизнес-результаты. На основе итогов формируем бэклог: ставим задачи, что изменить в следующем потоке и сделать лучше.
Например, в ЦЕХе меняем внутреннее содержание к каждому запуску. На этом курсе ученики работают над рукописью книги. После первого потока мы поняли, что нужно разделить направления на взрослую и детскую литературу, и запустили две отдельные группы. В результате увидели, что при такой специализации студенты глубже прорабатывают материал, а результат на выходе намного качественнее. В следующем потоке разделим и взрослое направление на два: будет группа для подготовки нон-фикшн книги и группа для художественной литературы.
Критерии хорошего курса: без чего команда его не запустит
Уникальность контента
Мы не делаем продукты по материалам и информации, которая уже всем известна и ходит по инфобизу. Например, постановка целей по SMART. Сама методика хорошая, но ее легко найти в свободном доступе и изучить самостоятельно. Наша команда работает с экспертами, которые могут дать что-то новое, поделиться собственными практиками.
Достоверность
У нас начитанная и внимательная аудитория, которая любит погружаться в тему и ждет проверенный и полезный материал. Ученики не ленятся сами проверять информацию. Поэтому мы проводим фактчекинг и часто добавляем ссылки на источники, дополнительные рекомендации по литературе, исследования.
Практика
Должна быть в любом курсе (кроме лекториев, где сам формат это не подразумевает). Даже если это вебинары по психологии, эксперты как минимум дают вопросы для саморефлексии, чтобы человек мог написать выводы, подвести итоги, составить свой список практик для применения в течение 72 часов. Курс должен давать знания, которые можно перенести в жизнь. Тогда обучение не проходит впустую.
Дизайн и оформление
Мы стараемся необычно упаковать продукты. С душой. Каждая книга МИФа, каждый курс или страница на сайте сделаны без штампов, с заботой о читателе. Даже для линейки продуктов любой лендинг собирается через погружение в тему. Например, продюсер может заказать книги по теме курса, читать статьи и исследования. Все, чтобы передать смыслы простым языком, красиво и с интересом для студентов.
Волшебный баннер для курса «Метафорические карты»
Без принуждения
У нас нет стоп-уроков, мы не отчисляем с курсов, если не сделал домашнее задание. Пожалуй, наша команда выбрала сложный путь — работать с внутренней мотивацией человека; сделать действительно интересное обучение и показать, что курс полезен. Мы оставляем студентам право решать — учиться или не учиться, смотреть или не смотреть. Со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы мотивировать, подогреть интерес, напомнить об уроках. Предложим бонусы или подарок в конце. Но все равно решение на стороне ученика — у нас запрещено строить обучение через боль и палку.
Конечно, не бывает беспроблемных проектов, случаются ошибки или задержки. Но для нас показатель качества проекта, когда студенты пишут: «Как все кайфово!» Мы делаем так, чтобы к ученику продукт пришел в отличном виде. Если при подготовке что-то пошло не так, ученик никогда об этом не узнает.
В этом магия и суперсила нашей команды — студенты получают все самое лучшее. А мы получаем отличные отзывы и благодарность в ответ.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на почти все курсы МИФа.