Если однажды вы проснулись с мыслью «Хочу нарисовать комикс!», этот материал для вас. Попросили Сашу Дормидонтову, художника-иллюстратора, автора истории «Как стать ведьмой», провести мастер-класс для новичков. А еще рассказать, из каких этапов состоит работа над комиксом, какие материалы могут понадобиться и на какие нюансы обращать внимание.
Что такое комикс?
Этот вопрос может показаться странным, но ответить на него важно. Многие определяют комикс как жанр литературы. Да, часто он имеет привычную для нас форму книги, но на самом деле является абсолютно самостоятельным видом визуального искусства.
Повествование в комиксе опирается на визуальные образы, именно они являются основой истории. Текст несет вспомогательную функцию, давая более четкое понимание сюжета. А бывают комиксы вообще без текста! Тем не менее, происходящее в них абсолютно понятно читателю.
Можно сказать, что комиксы близки к кино или мультипликации (и это стоит использовать в работе). Но с небольшим отличием: в комиксе у читателя больше контроля над временем, он может задержаться в том или ином кадре на столько, на сколько захочет.
Этап № 1. История
Комикс — это в первую очередь история, которую вы хотите рассказать читателям. Поэтому возьмите ручку с блокнотом и подумайте, о чем она будет. Запишите главное, достаточно одного-двух предложений. Возможно, вы давно придумали свой собственный мир и отправили путешествовать по нему нескольких героев, а возможно, у вас еще нет идей. И то, и другое нормально, так бывает.
Волшебная история с великолепными акварельными иллюстрациям
Саша: «У меня все получилось как-то само собой. Сначала появился персонаж — Лека, которую я часто рисовала, а потом вокруг нее начала создаваться история».
Обратите внимание: сегодня комиксы рассказывают не только о приключениях и супергероях. Формат настолько универсален, что в нем можно раскрыть разные темы и разных персонажей. Есть биографические комиксы, познавательные и научные, комиксы-путеводители, большие графические романы.
Серия научных комиксов МИФа
Часто идея и стиль, в котором будет нарисован комикс, сильно связаны. Конечно, есть разные мнения на этот счет, как и уникальные нетипичные комиксы. Но, как говорит наш эксперт, хоррор-история не испугает читателя, если нарисована в стиле «колобки на ножках». Такие жанры подразумевают иллюстрации с большим количеством деталей. А в юмористической истории уместна гиперболизация эмоций персонажа (например, дым из ушей или выпрыгивающие глаза).
Разворот философского графического романа «Гигантская борода, которая была злом»
Стоит отметить, что не существует одного самого востребованного и популярного стиля рисунка в комиксах. Это дело вкуса, каждый выбирает то, что ему по душе. Кто-то любит яркие мультяшные комиксы, кому-то нравятся сложные графические романы, где можно долго рассматривать каждый разворот. Поэтому и вы выбирайте тот стиль, в котором вам будет комфортно работать и который нравится вам.
Саша: «Мой стиль нашелся не сразу. Какое-то время я рисовала персонажей разными материалами, смотрела, как мне будет комфортнее всего работать».
Этап № 2. Сценарий
После того, как вы сформулировали и записали свою идею, нужно готовить сценарий — прямо как в съемках фильма. На этом этапе мы как можно подробнее прописываем историю, все ключевые события, диалоги и персонажей.
Превратить идею в полноценную историю, которая бы логично развивалась и увлекала читателя, бывает трудно. Но это, как и любой другой навык можно прокачать. Существует огромное количество различных курсов по сценарному и писательскому мастерству, большой выбор литературы для начинающих авторов.
Саша предпочитает работать со сценарием по старинке: блокнот и ручка. Хотя есть много удобных программ для сценаристов и писателей, коллеги с удовольствием их используют. И, конечно, нет ничего ужасного, если на этом этапе вам потребуется помощь более опытного человека. Часто над комиксом работают дуэты из сценариста и художника. Если вы сильны в рисунке, но чувствуете себя неуверенно в написании сюжета, то смело ищите себе напарника! И наоборот: если справляетесь со сценарием, а рисовать не умеете, подумайте о хорошем иллюстраторе. Коллективная работа рождает классные комикс-проекты. Кстати, сценаристы часто могут помочь с черновой раскадровкой комикса (к ней мы еще вернемся).
Этап № 3. Персонажи
Пришло время провести кастинг для фильма, то есть создать персонажей истории. Придумывая их образы и дизайн, стоит помнить несколько простых правил.
- Каждый персонаж должен быть узнаваем и отличим от других действующих лиц комикса, чтобы читатель не путался и не гадал, кто перед ним. Экспериментируйте с комплекцией, формой глаз и носа, видами причесок. Не стоит путать узнаваемый стиль с тем, что все персонажи будут на одно лицо.
- Не перегружайте персонажей большим количеством деталей. Помните, что вам нужно будет отрисовать их много-много раз, не стоит усложнять себе работу. К тому же, какие-то детали могут «потеряться», например, вы забудете нарисовать герою двадцатую татуировку, а читатель это обязательно заметит.
- Не хватайтесь за первый вариант. Попробуйте сделать несколько версий одного персонажа, возможно, последние окажутся более удачными.
- Создавая персонажа, старайтесь отразить в его внешности черты характера. Здесь отлично помогают просмотры мультфильмов, так как персонажи в них очень часто «говорящие», мы сразу видим злодея, тихоню или отважного героя. Это, конечно, не обязательно, особенно если хочется создать интригу, но такое правило помогает разнообразить внешность героев.
Саша: «А еще я советую „обкатать“ персонажа. Порисуйте его в разных позах, в разной одежде, с разными эмоциями. Это нужно, чтобы „набить“ руку. Ведь вам придется много раз рисовать своего героя. Нужно чтобы он был узнаваем с любой эмоцией на лице, в любой одежде, с разных ракурсов. Кажется, это простая задача, но поверьте, не всегда получается с первого раза. Еще я делаю для себя выкраски цветов, что помогает заранее определиться с палитрой».
Этап № 4. Черновая раскадровка
«Черновая раскадровка» — этап подготовки к созданию визуальной части комикса. Это супербыстрые и недетальные наброски страниц комикса, понятные одному автору. Они нужны в первую очередь для того, чтобы представить себе композицию и расположение персонажей и предметов как в отдельных кадрах, так и на странице или развороте в целом. Это помогает как бы отдалиться и посмотреть на композицию целиком, а еще заранее прикинуть общее количество страниц.
Саша: «Я делаю такую раскадровку очень мелко, карандашом в блокноте. Получается такая мини-версия комикса».
У вас, наверняка возникает вопрос, чем же руководствоваться при создании раскадровки, как понять, что рисовать в том или ином кадре. Здесь нам снова приходит на помощь кино. Мы как будто снимаем фильм и теперь выступаем в роли режиссера. Выбор кадра напрямую зависит от того, какое действие и настроение мы хотим передать.
Есть три основных понятия: общий план, средний план и крупный план. Это пока что все, что нам нужно. Цель общего плана — познакомить зрителя с местом действия, здесь мы видим панорамы местности, интерьеры помещений и т.д. В него может быть помещен и персонаж, но здесь он не центральная фигура, а часть большой картины. Средний план показывает основные действия, мы видим часть окружения (не всегда детально, но чтобы было понятно, где все происходит) и персонажей, с которыми что-то случается. Крупный план служит для нагнетания драматизма — мы крупно показываем героя и его эмоции, фон может отсутствовать совсем. Этот же прием помогает сделать акцент на каком-то действии, например, персонаж что-то хватает, или что-то падает и разбивается.
Понаблюдайте за раскадровкой манхвы «Единственный конец злодейки — смерть» (том 2)
При составлении раскадровки помните, что время в комиксе работает не так, как в реальности. Не стоит иллюстрировать каждое действие персонажа. Проще всего разбить сцену на ключевые действия, и посмотреть, какие из них действительно важны, а какие можно оставить за кадром. Читая комикс, мы считываем визуальный образ действия, а какие-то промежуточные моменты сами мысленно дорисовываем.
Например, ваш персонаж берет яблоко со стола и собирается его съесть. Не стоит рисовать подробно в десяти кадрах, как он это яблоко берет и подносит ко рту. Такую сцену можно разбить на два простых кадра: он берет яблоко со стола, он кусает яблоко. Этого достаточно, чтобы донести суть сцены. Да, иногда нам нужно замедлить время в комиксе, тогда мы растягиваем какое-то действие на большее количество кадров. Это своеобразный эффект замедленной съемки, в каких-то случаях он нужен.
Саша: «Чтобы разобраться в том, как работать с повествованием в комиксе и раскадровкой, советую познакомиться с книгами Скотта Макклауда, особенно с „Созданием комикса“, очень хороший и подробный материал».
Комикс и последовательное искусство
А еще загляните в эту книгу. Под обложкой — уроки мастерства от легендарного Уилла Айснера
Этап № 5. Чистовая раскадровка
Раскадровка — это самый большой этап работы над комиксом, его каркас. Саша обычно делает «чистовую» раскадровку на айпаде в Procreate, так как это удобно, можно быстро вносить какие-то исправления, брать работу с собой. Хотя раньше делала раскадровку просто на бумаге карандашом.
Выбор здесь зависит от того, какие материалы вы будете использовать дальше. Ограничений нет. Конечно, самый современный метод — это цифровые программы: быстро, удобно, можно вносить изменения.
Саша: «Но все еще есть художники, которые отдают предпочтение „живым“ материалам, и я одна из них. Мне нравится работать акварелью, поэтому и комикс я рисую тушью, акварельными красками и цветными карандашами. Да, это требует больше времени, затрат на материалы, но создает особую атмосферу иллюстраций».
К обложке советуем приступать в самом конце, когда основной материал комикса готов. Это красивый заключительный штрих. Если вы работаете с редактором, он подскажет, какая иллюстрация будет смотреться лучшего всего.
Что еще?
Приступить к работе над комиксом бывает страшно. Что можно посоветовать? Не обязательно сразу браться за большой графический роман. Всегда можно попробовать себя в маленьком формате. Начните с одностраничных комиксов, которые часто встречаются в соцсетях. Нарисуйте истории на десять страниц (их часто берут в разные сборники). А затем приступайте к большому сюжету.
Не все комиксы доходят до издательств. Но и не всем комиксам это нужно, многие из них прекрасно существуют в электронном формате и их можно читать онлайн. Большинство популярных комиксов начинались именно с веб-версий! И это отличный вариант, чтобы найти свою аудиторию, познакомиться с ней, получить обратную связь. Саша тоже сначала выложила свой комикс в сети, идея издать книгу пришла значительно позже — когда об этом попросили читатели.
И главное — читайте комиксы! На примерах других художников можно многому научиться. Разбирайте любимые комиксы с точки зрения постановки кадра, определяйте, какие приемы использовал автор, какой материал для этого выбрал. Чем больше насмотренность, тем лучше.