Недавно в МИФе вышло фэнтези в китайском стиле о семье, выборе и предназначении. В центре сюжета — три брата Си, каждый из которых по-своему пытается пережить гибель четвертого. Героев мучает чувство вины, желание узнать правду и добиться справедливости. А еще тайны прошлого, где правили кланы заклинателей и случилась ужасная трагедия, перевернувшая мир. К выходу новинки публикуем интервью с Зоей Ласкиной, соавтором «Меча в ножнах из дикой сливы».
— Зоя, что вас вдохновило на эту книгу? Как появилась идея ее написать?
Меч в ножнах из дикой сливы
— Осенью 2021 года, после знакомства с Мосян Тунсю и ее произведениями, я с головой «провалилась» в китайцев. Прочитала все, что переведено, изучила все имеющиеся адаптации — от дунхуа и маньхуа до дорамы и аудиопостановки. И после этого загорелась идеей «написать такое же, но с перламутровыми пуговицами». Пришла с этим к Ладе — у меня тогда не было даже внятных предложений по сюжету. Внезапно она меня поддержала, и не просто поддержала, а стала моим соавтором. И вот мы здесь.
— Расскажите о книге: о чем она для вас?
— О том, как важно ценить что имеешь, ценить тех, кто рядом с тобой. О том, какие чудеса способна сотворить вера. О любви и самопожертвовании. О том, что можно свернуть горы и поменять небо с землей местами, если есть кому встать рядом с тобой. О том, что братство — это не только родство по крови, но и родство по сути.
— А кто любимый герой и почему?
— Любимые герои — все. В каждого вложена частичка меня, каждый чем-то отзывается во мне. Но если прямо отвечать на вопрос… Пожалуй, Си Ючжэнь, монах-даос. Это та светлая часть меня, которую я зачастую опасаюсь демонстрировать открыто, и в то же время это такой чистый и отважный герой, каким я никогда не была и, наверное, не буду. Еще Вэй Юншэн, глава клана Желтого Журавля. В этом персонаже воплотилась вся моя любовь к книгам Мосян Тунсю и вся очарованность Китаем.
— Сколько времени ушло на написание книги?
— Десять месяцев. Так что это фактически ребенок. Начали в марте 2022 года, закончили в начале января 2023-го, так как срок сдачи рукописи у нас стоял 14 января. Но лично я поставила точку в своей части работы 14 декабря 2022 года. Писала по выходным, большую часть летних каникул и во время многочисленных прошлогодних больничных (да, со здоровьем мне не везло). Тяжело было не искать вдохновение (оно и так захлестывало), а находить время из-за основной работы.
— Какой этап работы был самым сложным, а какой — самым интересным?
— Писать книгу на основе восточной культуры изначально сложнее, чем на основе европейской. С европейцами мы давние соседи, культурный обмен со времен Петра Первого фактически не прерывался, многие моменты у нас уже в крови и мышлении по умолчанию. Восток же, как говорится, дело тонкое. Иное мировоззрение, иные ценности. Многие приемы не работают, привычные ходы приходится менять. Значимость репутации, почтение к старшим, религия, порой неотличимая от философии, богатейшая мифология — в голове надо постоянно держать кучу деталей. Но это и безумно интересно — взглянуть на мир с другой точки зрения. Приходилось вплотную работать с китайскими источниками, пословицами, справочниками, философскими трактатами.
— Как вы представляете своего читателя, кому будет интересна ваша книга?
— Любому, кто не боится погрузиться в китайскую атмосферу и культуру. Мы старались сделать текст понятным, но определенный порог вхождения есть. Если вы уже увлечены Азией и азиатскими новеллами, это будет преимуществом. Но, уверена, книга «зайдет» и тем, кто только знакомится с темой. И, само собой, тем, кто ценит стиль в книгах: мы сделали все, чтобы даже язык работал на создание атмосферы!
— Расскажите читателям о себе? Все, что угодно — важное и не очень.
— В авантюры пускаюсь исключительно в приятной компании. С моим редким именем не нужно никакого псевдонима, узнают и так. Никогда не блуждаю в новых местах, топографическим кретинизмом не страдаю. Всегда была классической хорошей девочкой, но со стальным стержнем. Знаю два иностранных языка (английский и немецкий), сейчас учу китайский. Не склонна к сочувствию, готова помочь только тем, кто хочет помощи. Цена за вещь не имеет значения, если это действительно уникальная вещь. Фанат тяжелой музыки и металлист со стажем. Работала главным редактором портала о неформальной культуре, посещала метал-концерты и брала интервью как у отечественных, так и у зарубежных музыкантов. Любимые животные — нерпа, дракон, единорог. Любимые цвета — синий, черный, серебряный, фиолетовый. Работаю преподавателем английского в колледже. Веду подкаст «Книжные разборки».
— Вы работаете преподавателем. А как пришли в писательство?
— Я пишу с самого детства. В семь лет была сказка про утенка Зиновия (недописана), в девять — безымянная сказка о мальчике-попаданце в прошлое (до того, как это стало мейнстримом), в двенадцать начала сказку о русалках «Дети моря», в четырнадцать — сказку о единорогах «Звездный свет». Все это время также писала стихи. (Две последние сказки в законченном современном виде и избранные стихи доступны в моем сборнике «Первое путешествие» на Литрес и Литмаркет.)
Кроме совсем детских примеров, стихи писала только под воздействием эмоций настолько сильных, что требовалось выплеснуть их, чтобы освободиться. Поэтому тогда нормой было пять стихов в год. Теперь почти не пишу — поняла, что не мое, сосредоточилась на прозе.
Когда училась в школе, несколько раз получала дипломы на городских конкурсах — два раза за стихи, один раз за рассказ. Есть небольшой опыт в написании фанфикшена — пара стихотворений по книге Натальи Игнатовой «Охотник за смертью», несколько — по миру Толкина, два фанфика по «Гарри Поттеру» и три — по метал-опере «Эльфийская Рукопись». Писать фанфики перестала, но активно читаю их до сих пор.
— А какие книги повлияли на вас, как на писателя?
— Книги об аббатстве Рэдволл Брайана Джейкса. Красивое анималистическое фэнтези примерно 12+, в котором рассказывается о Стране Цветущих Мхов. Там в аббатстве Рэдволл мирно живут лесные жители — антропоморфные мыши, белки, кроты, ежи — и успешно обороняются от хищников. А где-то на побережье высится огненная гора Саламандастрон, где несут дозор зайцы-воины и правит лорд-барсук. У Джейкса я научилась тому, как без жестоких подробностей выстраивать сцены драк и эмоциональные встречи героев. ⠀
Дж. Р.Р. Толкин и его Средиземье. Толкин так скрупулезно и дотошно выстраивал свой мир, что в него веришь и в нем хочется жить. У Профессора я научилась придумывать подробности своего мира — начиная от прописанной истории королей и битв и заканчивая движением светил и названиями растений и животных.
Вера Камша, «Хроники Арции». На фоне «Отблесков Этерны» незаслуженно забытый цикл (хотя, увы, незаконченный). Изящное фэнтези, вдохновленное войной Алой и Белой Розы, с очень тонкой системой магии и сверхъестественного. У Камши я научилась строить поэтичные описания, ставить эпиграфы, а еще тому, что иногда легкая недоговоренность лучше прямого объяснения.
А вообще, наверное, как писателя меня так или иначе сформировали все книги, которые я читала. А читала в детстве я очень много и все, что попадалось, в самых разных жанрах.
— Расскажите о своем писательском методе.
— Конкретного метода нет, но есть некоторые привычки, которые за собой заметила. Всегда продумываю мир, в котором будут жить мои герои. Я не могу описать просто комнату, просто улицу, просто национальность, мне обязательно надо понимать, как называется блюдо, которое ел герой на завтрак и какого цвета у него рубашка. Если я не вижу героев в подробностях, как же их увидит читатель? Всегда создаю несколько документов, в которых дублирую версии книги. У меня есть самый первый черновик, первичная и вторичная редактура и самый-самый итоговый вариант. Ведь часто так бывает, что отредактированный вариант оказывается неудачным и надо откатить все к первой версии, где могут скрываться жемчужины. Собираю галерею референсов на персонажей и локации, арты для вдохновения (бывает так, что могу придумать локацию или даже эпизод, вдохновившись классным артом), плейлисты. Всегда пишу в одиночестве. Обсуждать, строить планы, спорить — с соавтором сколько угодно, но потом должны быть только я и текст. Всегда пишу новые сцены на ноутбуке. Удобно и привычно. В блокноте составляю планы, а если идея приходит ко мне вне дома, записываю в заметки на телефон.
— Если бы вас попросили дать совет начинающим авторам, каким бы он был?
— Читайте больше хороших книг и не бойтесь писать то, что хочется. Если сам горишь чем-то, гораздо проще передать этот огонь другим. Но, если честно, советов не даю, у каждого свой путь.
Читайте фэнтези «Меч в ножнах из дикой сливы»
Фото на обложке поста — из соцсетей автора