Почему великий бог Кугу Юмо поднял небо высоко над землей? Кто является в образе разрушительного смерча? Какая из птиц олицетворяет женское начало? И что делать во время разгула нечистой силы?
Наконец-то вышли «Мифы Поволжья» — долгожданное продолжение полюбившейся серии «Мифы от и до»: о преданиях и верованиях марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы и других народов. Эта книга предлагает сложить воедино красивую картину из богов и героев, богатырей и колдунов, священных животных, духов-хозяев и великанов. Ух, так увлекательно.
Кому море Волга по колено?
Мифы народов Поволжья стали объектом исследования в XIX веке. В то время мифологические представления марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, татар, башкир и калмыков как будто рассыпались по сказкам и быличкам, сакральным обрядам и поверьям. Вот одна из легенд — об онарах.
Поднял онар крестьянина вместе с сохой и лошадью, поставил на ладонь. Смотрит, смеется. Потом говорит: «Отнесу-ка я эту диковинку матушке, пусть она тоже повеселится». Но мать сказала сыну: «Нехорошо ты поступил. Человек трудился, поле пахал, а ты оторвал его от работы. Отнеси его скорее назад и впредь никогда людей не обижай».
В книге десятки фотографий, иллюстрирующих быт и верования народов Поволжья.
Онары — великаны, жившие когда-то на Марийской земле. Вековые ели были онарам по пояс, Волга — по колено. По соседству с онарами жили марийцы: пахали землю, растили хлеб, охотились, ловили рыбу, но великаны долгое время их не замечали. В некоторых преданиях онары не противопоставляются людям, а выступают как предки марийцев.
Большой человек в теплой шубе
Медведь — самый распространенный персонаж удмуртских сказок. Он упоминается столько же раз, сколько все остальные животные вместе взятые. Согласно народному поверью, медведь понимает человеческую речь, хотя сам говорить не умеет.
При встрече с медведем нужно сказать: «У тебя, большой человек в теплой шубе, своя дорога, у меня — своя. Ты иди своей дорогой, а я по своей пойду». И медведь пройдет мимо.
Марийские языческие жрецы — карты. Фото из книги
Мифы относят происхождение медведя к изначальным временам. Бог Инмар сотворил двух человек, но один «перестал его слушаться», и рассерженный бог превратил его в медведя.
На дубе том…
Чуваши воспринимали деревья как одушевленные существа. Деревья рождаются, стареют и умирают, они способны радоваться и горевать, награждать за хорошее к ним отношение и мстить за обиды.
Его отождествляли с Мировым древом, соединяющим мир людей с миром богов. Перед дубом совершались общественные моления, на его ветви вешали шкуры жертвенных животных. Однако сажать дубы чуваши опасались. Считалось, что когда толщина ствола дуба сравняется с толщиной шеи посадившего его человека, этот человек умрет.
Что еще в книге
Автор книги — Татьяна Муравьева: историк, художник, сотрудник Государственного исторического музея. Татьяна — автор книг о русских сказках и былинах, московских живописцах и усадьбах, мифологии Египта, Индии, Восточной Европы и России («Сто великих мифов и легенд», «Мифы славян и народов Севера», «Чудь начудила, да меря намерила» и других). Вот что она считает важным сказать:
«Читатель, несомненно, заметит, что основной упор сделан не на рассуждения, а на пересказ мифологических сюжетов. Это объясняется тем, что автор ставил перед собой задачу показать мифы прежде всего как часть народной культуры, где отразились представления о продуманности мироустройства, красоте и гармонии Вселенной».
Мельчукова С. В. Рисунок. Смерть Донды Батыра., 2000 г.
Под обложкой — удивительные мифы и предания, от Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья:
— Керемет — владыка подземного мира и воплощение зла;
— Можжевельник, рябина, калина и другие обереги;
— Змея, древо и другие символы;
— Животные и птицы в удмуртском фольклоре;
— Что такое былички;
— Мифологические сюжеты в пересказе Татьяны Муравьевой.
«Мифы Поволжья» — увлекательное чтение для тех, кто интересуется славянской культурой, обрядами народов России, для тех, кто хочет погрузиться в прошлое и найти параллели с современностью.