Максимальная эффективность и максимальная удовлетворенность работой достигаются тогда, когда ваши способности, ваши интересы и интересы компании находятся в балансе. О том, как его достичь, рассказывает Марина Алексеева — вице-президент и генеральный директор по исследованиям и разработкам Intel в России (с 2017 по 2021 г.). Делимся практическими рекомендациями из ее книги «Моя следующая версия — Я 2.0».
Могу и надо, но НЕ хочу
Вы занимаетесь важной для организации задачей, у вас есть все необходимые навыки для ее выполнения, но сама задача вам не интересна и не мотивирует.
Когда такое может случиться?
- Это рутинная, но необходимая работа, например составление регулярных отчетов.
- Вы устали, физически или эмоционально.
- В компании произошли реорганизация и перераспределение задач, в результате чего вам поручили работу, которая вам не нравится.
Такая ситуация возможна и вполне нормальна, если занимает незначительную часть вашей деятельности в общем объеме или по продолжительности. Иначе она становится опасной в силу ряда причин: возможны выгорание и потеря мотивации; неинтересная работа не будет побуждать вас развиваться в этом направлении, что может привести к стагнации в карьере; и в итоге — снижение производительности, неудовлетворительные результаты со всеми вытекающими последствиями.
Что делать в ситуации, когда работа или ее часть стали неинтересными?
Часто первое, что приходит в голову, — поменять работу, уйти из компании. Это один из выходов, но очень радикальный, поэтому подумайте дважды, прежде чем осуществить столь решительный шаг.
Более мягкий шаг — найти другую, более интересную позицию в компании. Однако и здесь нет гарантии того, что по прошествии времени, когда пройдет эйфория от новой роли, вы не попадете в ту же ловушку, а то, что было таким интересным в самом начале, не станет рутиной.
Поэтому лучшее, что вы можете сделать, — научиться такие ситуации вовремя распознавать и выходить из них без радикальных шагов вроде смены работы. Подумайте обо всей своей жизни, какое место в ней занимает ваша работа и зачем вы ее выполняете.
Какую более важную жизненную задачу вы решаете, занимаясь своей работой? Например, обеспечение достойного уровня жизни для себя и своей семьи, самореализация и саморазвитие, сопричастность к глобальной миссии компании. Если такая — более высокая — цель у вас есть, то, выполняя неинтересную работу, держите ее в голове. Это придаст вам дополнительных сил и мотивации.
Хочу и могу, но НЕ надо
Ваша работа вам интересна, и у вас есть все необходимые навыки для ее выполнения. Но сама задача не входит в систему интересов и потребностей вашей организации.
Когда такое может случиться?
- Направления бизнеса и приоритеты организации изменились в результате слияния компаний, реорганизации, изменения ситуации на рынке.
- Это совершенно новое направление, которое находится в стадии исследования и проработки, его ценность еще не выяснена (или не осознана) руководством, и эта деятельность еще не входит в стратегические цели организации.
- Это ваша собственная идея, например о новом продукте, сервисе или технологии, которая, по вашему мнению, может быть вполне успешна, но ни поддержку от руководства, ни необходимых ресурсов вы пока не получили.
Что делать в такой ситуации?
- Во-первых, всегда быть готовыми к тому, что направление, над которым вы работаете, может быть остановлено, и всегда иметь под рукой план, что вы будете делать, где и как станете искать новую работу. Поддерживайте актуальность вашего резюме и регулярно проверяйте, что происходит на рынке труда в вашей отрасли.
- Во-вторых, стараться в такую ситуацию не попадать. Для этого нужно постоянно сканировать состояние бизнеса, слушать и слышать, что говорит руководство, какие новости приходят от других компаний.
- Вы можете поискать способы отказаться от работы, если чувствуете ее бесперспективность. Как и в случае с неинтересной работой, вы можете попробовать обсудить перспективу этого направления, а вместе с тем и ваши перспективы со своим руководителем.
- Если вы работаете над идеей, которая не находит поддержки у руководства, то это не обязательно означает, что идея плохая или ваше руководство недальновидное, хотя и то и другое вполне возможно.
Хочу и надо, но НЕ могу
Вы занимаетесь важной для организации задачей, которая вам интересна, но у вас не хватает навыков (технических или soft skills) для ее выполнения.
Когда такое может случиться?
- Это новая для вас работа, и у вас еще недостаточно опыта. Возможно, вы получили ее в результате реорганизации и перестановок в компании.
- Это новое направление в организации, а вы и ваши коллеги никогда не занимались подобными задачами.
- Вы прошли недостаточное обучение, у вас есть пробелы в знаниях и недостает необходимых навыков.
- В отдельный пример выделим ситуацию, когда успешный инженер становится руководителем. Сложность здесь в том, что те навыки инженера, которые приводили к успеху в прошлом, теперь становятся ненужными и даже мешают. Новоиспеченным руководителям приходится пересматривать свой образ мышления и всю систему ценностей в отношении работы, именно поэтому переход на должность руководителя часто становится таким трудным.
Что делать, когда навыков не хватает?
- Логично продолжать обучение, причем не только на тренингах, но и у других. Вы можете спросить ваших более умелых коллег, как обучались они, попросить их объяснить вам наиболее сложные аспекты работы, с которыми вы не справляетесь. Найдите себе ментора или наставника в вашей организации или вне ее.
- Чтобы избежать разочарований и не попасть в ситуацию, когда вы считаете, что навык вы освоили, а ваши коллеги и руководство полагают, что нет, с самого начала обучения задайте себе вопрос: «Как другие люди поймут, что вы обладаете этими навыками? По каким критериям вы будете об этом судить?» Еще лучше — заранее обсудить эти критерии со своими коллегами и руководством.
- Можно попробовать трансформировать роль и убрать из нее те элементы, которые у вас не получаются. Для этого придется инициировать откровенный разговор со своим руководителем. Возможно, вам будет страшно признаться в своей неудаче, но этого разговора не избежать, и лучше провести его заранее, когда есть надежда что-то исправить, чем затягивать до того момента, когда вашему руководителю станет очевидно, что вы не способны выполнять порученную вам работу, и единственным выходом, с его точки зрения, будет ваше увольнение.
- Иногда нужно признать, что у вас в принципе нет способностей к этой деятельности, перестать ею заниматься и сменить работу. Это радикальный шаг, но иногда лучше честно признаться себе, что не получается и не получится никогда, и заняться чем-то другим, к чему способности есть.
Расположение кругов динамично и будет меняться со временем, и для разных видов деятельности и разных проектов, в которых вы заняты, оно может быть разным. Поэтому регулярно проверяйте свой профессиональный баланс и предпринимайте действия для его корректировки, пока круги не разошлись настолько, что вернуть их обратно уже невозможно.
По материалам книги «Моя следующая версия — Я 2.0»
Обложка: freepik