Белый и похоронная магия. Красный и судьба. Черный и демонические существа. Делимся любопытными фактами из книги «Главное в истории цвета» — о символике белого, красного и черного.
Белый
Белый цвет прежде всего ассоциировался с чистотой и светом, поэтому его обычно использовали при общении с добрыми, благими духами. Белым пигментом раскрашивали лица шаманы, а позднее одежды белого цвета надевали жрецы, чтобы продемонстрировать свое искреннее служение добру.
Важную роль белый цвет играл в ритуалах жертвоприношения. Богам и духам обычно приносили в жертву именно белых животных, что должно было свидетельствовать об их чистоте.
Единорог, отдыхающий в саду (французский гобелен) ок 1495–1505 гг., шерсть, шелковые, серебряные и золоченные нити, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Белый нередко использовался и в похоронной магии. Причем не потому, что связан со смертью, а потому, что должен был очистить душу умершего. Кроме того, он ассоциировался с выбеленными временем костями. Черепа постепенно приобретают почти белый цвет, поэтому шаманы и жрецы, связанные с культом смерти, наносили на тело белую краску и надевали маски в виде белых черепов.
В Китае и ряде других стран Азии и Африки белый цвет и в наши дни символизирует траур. Именно в белые одежды облачали умерших древние славяне и многие европейские народы. В белой одежде людям являются призраки. В Брянской области «белым человеком» принято называть домового; а в Смоленской области его представляют как старика с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. Поляки до сих пор называют смерть «Белая», а идиома «жениться на Белой» имеет значение «умереть». У некоторых племен Африки и Австралии после кончины кого-нибудь из близких принято раскрашивать тело белой краской в знак траура.
Таким образом, в народных поверьях и магических обрядах белый цвет связан не только с очищением, но и со смертью.
Красный
Красный цвет, несущий в себе силу огня и солнца, наделялся очищающей силой. Он был основным цветом в магии древних славян. Они любили украшать одежду преимущественно красной вышивкой. Вышитые нитью орнаменты (тотемные животные, знаки покровителя рода, атрибуты мужских и женских ремесел) играли роль оберега.
Красная нить символизировала судьбу, ее завязывали на запястье новорожденного, таким образом «привязывая» ребенка к этому миру и защищая от происков злых сил.
В восточной, «чистой» части славянского дома обустраивалось своеобразное место силы — красный угол. Полочку устилали рушником — белым полотенцем с красной вышивкой. На нем размещали изображения богов, а с приходом христианства — образа и лики святых, пасхальные яйца и куличи, лампадки и свечи.
Традиционная русская вышивка ок. 1830–1870 гг., лен, хлопок, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Славяне наделяли большой силой кустарники с красными ягодами. Гроздья и ветки рябины предохраняли от злого влияния мертвых. Именно поэтому существовал обычай высаживать эти деревца на кладбищах. В бытовой магии отваром из красной рябины снимали сглаз. Гроздья со спелыми яркими ягодами прикрепляли над окном для защиты любовных отношений. Калина почиталась у славян как символ бессмертия рода. Ее ягоды и цветы вышивали на мужских сорочках и женских нарядах, свадебных рушниках. Свежие или высушенные гроздья держали в доме для защиты от дурного глаза. Девушки привязывали на калиновое деревце красные ленты, мысленно повторяя имя суженого, и верили, что обряд заставит его поторопиться со свадьбой.
Существует много археологических свидетельств, что при захоронении тела древние люди посыпали его красной охрой. Они верили, что умерший должен возродиться к новой жизни, а для этого ему необходима жизненная сила, которую несет этот цвет.
Красный использовался и в военной магии, но не только как цвет крови, а больше как «возбуждающий агрессию». У большинства племен Америки, Африки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали лицо и тело красным пигментом. Китайские повстанцы в древности называли себя «красные воины», «красные брови» или «красные копья».
Черный
Черный цвет в древности связывали с праматерью-землей, обитателями преисподней и демоническими существами. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили птицы, змеи, барсы, тигры и лисицы. И все они были черного цвета. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди.
Этот цвет всегда соотносили с тьмой и тем злом, которое таится в ночи. К черной магии причисляли вызывание духов умерших, убийство, наведение порчи на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти.
Сцены колдовства Сальватор Роза, 1645–1649 гг., холст, масло, 76,2×9,6 см, Художественный музей Кливленда, Кливленд, США
Черный цвет, ассоциирующийся с мраком и землей, стал подлинным символом всего скрытого, тайного и неизвестного. Однако в некоторых культурах ему придавали значение чего-то сокровенного и страстно желаемого. Так, у арабов идиома «чернота глаз» указывает на возлюбленную, а «чернота сердца» — на любовь. Кроме того, соотнесение с темнотой обеспечивало использование этого цвета в магических ритуалах, связанных с потребностью скрыться, спрятаться, с тайными познаниями и предметами.
Черные маги и колдуны проводили обряды ночью или в темноте, например в подземелье. Для обрядов требовались черные одежды, черные животные и иногда даже кровь черного цвета. Один из важнейших средневековых колдовских обрядов получил название «черная месса».
По материалам книги «Главное в истории цвета»