Где живут эмоции? Как ими управляет эго? О чем говорит внутренний голос? Нейропсихолог Эстанислао Бахрах в своей книге «Эмоциональное мышление» приоткрывает завесу тайн нейробиологии и знакомит нас с увлекательной наукой о лимбической системе головного мозга.
Предлагаем вам один тест и несколько практик для самопознания и развития эмоционального интеллекта.
Измерим ваш эмоциональный интеллект?
За прошедшие годы выдающиеся ученые разработали различные способы измерения EQ. Большинство этих тестов можно пройти самостоятельно, в то время как другие более структурированы и требуют оценки профессионала. Вы можете пройти тест Майера — Саловея, тест Гоулмана, оценить EQ по «шкале Genos» или «шкале Вонга».
Несмотря на существующие тесты, выделить подобные ориентиры для измерения эмоционального интеллекта непросто.
Перед вами модель приблизительной оценки уровня эмоционального осознания и интеллекта, адаптированная Эриком Дэвенпортом.
Подберите соответствующий вариант для этих 15 утверждений: а) «совсем никогда» (1 балл); б) «редко» (2 балла); в) «иногда» (3 балла); г) «часто» (4 балла); д) «очень часто» (5 баллов).
1. Я нелегко теряю самообладание.
2. Я понимаю эмоции других людей.
3. Люди говорят, что я умею слушать других.
4. Мне легко выражать свои эмоции.
5. Я могу подстроиться под моих коллег по работе.
6. Я могу легко отпустить что-то, что меня беспокоит.
7. Я не расстраиваюсь, когда меня критикуют.
8. Я прекрасно понимаю, что делаю хорошо, а что — плохо.
9. Я не избегаю общения с людьми, чтобы уклониться от конфликта.
10. Мне нравится организовывать и проводить мероприятия у себя дома или на работе.
11. Я умею контролировать свой гнев.
12. Мне становится не по себе, когда я вижу бездомных на улице.
13. У меня нечасто меняется настроение.
14. Мне легко начать разговор.
15. Мои друзья могут мне доверять.
Теперь сложите баллы 15 ответов.
Если получилось от 1 до 25, вам нужно усердно работать над своим эмоциональным интеллектом.
Между 26 и 50 — у вас средний эмоциональный интеллект. Небольшое усилие с вашей стороны может заметно изменить жизнь к лучшему.
Между 51 и 75 — у вас высокий эмоциональный интеллект.
Этот и подобные тесты помогут вам оценить различные аспекты эмоций, а может, и подскажут, стоит ли узнать больше о своих чувствах и привнести что-то новое в межличностные отношения. Они также дают информацию об уже имеющихся у вас навыках.
Бриллиант самопознания
Ответьте на следующие вопросы, не заглядывая в решения. Только не жульничайте.
Когда ответите не все вопросы, посмотрите ответы в конце статьи.
1. Вспомните людей, которые не очень хорошо вас знают: какие предрассудки / ошибки восприятия в отношении вас для них характерны? Представьте себе, что группа знакомых обсуждает вас за вашей спиной: какие критические замечания или негативные аспекты они бы выделили?
2. Вспомните детство: чего вы больше всего боялись или о чем беспокоились? Что вызывало у вас тревогу? (Тревога — это обобщенный, а не конкретный страх.) О чем вы думали ночью, когда не могли заснуть? Можете ли вы вспомнить какие-нибудь повторяющиеся страхи, кошмары или пугающие образы?
3. Каковы ваши сильные стороны? Каковы ваши самые выдающиеся качества? Какие навыки помогают вам в трудные времена? Чем другие люди восхищаются в вас?
4. Запишите личностные качества, которых у вас нет, но которыми вы восхищаетесь. Укажите, чем обладают привлекающие вас люди. Это могут быть способности или образ жизни.
5. Запишите аспекты вашей личности, из-за которых вы часто попадаете в неприятности даже в ситуациях, когда все, казалось бы, идет хорошо. Если подумать, именно из-за этих аспектов у вас возникают конфликты с близкими, коллегами, друзьями и авторитетными людьми.
6. Вспомните человека, которого вы терпеть не можете. Когда вы встретились с ним или начали за ним наблюдать, что именно вызвало у вас такое сильное раздражение? Что привело к столь глубокой неприязни? Какие аспекты личности?
Ответы и расшифровку ищите в конце статьи.
«Если я не…» — попробуйте вот так
«Если я не хочу выглядеть глупо…» — попробуйте всегда и из всего извлекать урок.
«Если у меня что-то не получается и я не пытаюсь приложить усилия или обратиться за помощью…» — попробуйте усердно работать для достижения результата, используйте разные стратегии и просите вам помочь.
«Если я уклоняюсь от неудобных или трудных вещей…» — попробуйте учиться на собственных ошибках.
Не получилось
Вспомните что-нибудь, что у вас не получилось. Опишите это. Подумайте, чтó вы могли бы сделать по-другому в следующий раз. Определите, что вы сделали хорошо. Подумайте, можете ли вы повторить этот успех в других областях своей жизни. Поговорите с другими о том, что случилось.
Разум в развитии
1. Вспомните что-нибудь такое, что хорошо удается. Опишите это. А вы знаете, что усилия, которые вы в это вкладываете, делают вас лучше?
2. Вспомните что-нибудь, что у вас не получилось и вы решили, что это произошло из-за отсутствия у вас нужных навыков. Опишите это. Можете ли вы опробовать другие стратегии, чтобы в следующий раз достичь успеха?
3. Вспомните кого-то, кому вы хотели бы доказать, что у вас что-то получается хорошо или лучше, чем у него. Запишите это. Знаете ли вы, что замечания других людей помогают вам стать лучше?
4. Вспомните какой-нибудь случай, когда вас раскритиковали и вам стало стыдно. Опишите его. Знаете ли вы, что каждая новая возможность помогает вам чему-то научиться?
5. Вспомните, какие недостатки и ошибки вы обычно пытаетесь скрыть. Опишите их. Что вы можете сделать, чтобы исправить их, вместо того чтобы утаивать?
Ответы к практике «Бриллиант самопознания»
Ответы (читайте их после того, как запишете свои!)
1. Первый ответ — «маска», то есть то, что вы показываете другим и что вас защищает. Это первое поверхностное впечатление, изображение, которое вы используете, чтобы скрыть, опровергнуть или замаскировать свои самые большие страхи.
2. Второй ответ — страхи. Это сила, скрывающаяся за вашей «маской», убежденность в том, что вас можно не любить или не отвечать вам взаимностью. Это сомнение, которое вам нужно преодолеть, чтобы стать собой (а не «маской»). То, что вас больше всего тревожит и беспокоит, мешая рискнуть, измениться и обрести себя. Подумайте: как вы отрицаете этот страх, избегаете или маскируете его? Как вы с ним справляетесь? Как он иногда подталкивает вас к неприятностям?
3. Третий ответ — сильные стороны, которые служат источником ложной гордости. Они предлагают вам фальшивое чувство безопасности. Однако они не избавляют вас от страхов. Это лишь защитный механизм, позволяющий держать страх под контролем. В целом вы считаете, что именно эти качества вас спасут или помогут решить проблемы. Вы используете их как костыль, но они не дают вам набраться смелости и стать наконец собой. На самом деле в них — ваша слабость.
4. Четвертый ответ — качества, не обладая которыми вы восхищаетесь в других. В вас они есть только в виде пока не проросших семян. Они скрыты глубоко внутри. Это выражение вашего истинного «я», целостного, здорового, — того, кем вы хотите стать. Чтобы семена проросли, вы должны рискнуть, отречься от своих самых сильных качеств (ответ 3) и посмотреть в лицо страхам (ответ 2). Иначе вы можете пасть жертвой своей темной стороны (ответ 6).
5. Пятый ответ — качества, которые доставляют вам неприятности, подрывают успех. Именно из-за них вы попадаете в эмоциональные ловушки, которые ставите себе сами. Здесь корень ваших проблем с собой и с другими, ваша ахиллесова пята.
6. Шестой ответ — качества, которые составляют вашу темную сторону. В других людях вас отвращают ваши же неприятные качества. Семена разрушения резонируют внутри, когда вы отмечаете их в окружающих. Это место, где вы можете утонуть или стать худшей версией себя, если цепляетесь за свои мнимые сильные стороны (ответ 3) и не рискуете (не меняетесь, не решаетесь). Если вы живете под маской (ответ 1), которую подпитывают страхи (ответ 2), вы становитесь тем, кого сами ненавидите, и неизбежно уступаете своей темной стороне (ответ 6).
По материалам книги «Эмоциональное мышление».
Обложка статьи: unsplash.com