Крупнейший портал по поиску работы и сотрудников HeadHunter опубликовал рейтинг лучших работодателей в 2022 году. Список компаний с сотрудниками до 250 человек возглавляет издательство МИФ. Это радостная новость для всех нас, мифотворцев.
Мы издаем книги больше 17 лет. За эти годы выпустили 4500+ книг: по психологии, маркетингу и творчеству, научпоп и детские книги, комиксы и отличную прозу разных жанров. В последние четыре года в издательстве создаются курсы (по психологии, управлению финансами, ЗОЖу, бизнесу, а также курсы для будущих авторов книг) и лектории, которые проводят видные ученые, к примеру, Евгений Жаринов и Александра Баркова. МИФ давно вырос из издательства, но всех нас по-прежнему объединяет любовь к книгам.
Что за рейтинг?
13 лет назад у команды HeadHunter появилась идея собрать мнения разных сторон рынка труда, чтобы создать рейтинг, куда бы вошли самые лучшие российские работодатели. Решили выбирать, опираясь на голоса сотрудников и соискателей, а также на качество работы с людьми в компаниях. За опросы работников, соискателей и заполнение HR-анкет каждый работодатель получает три оценки — из них складывается общий балл, по которому и определяется итоговое место.
Однако нельзя сравнивать компанию, где трудятся 150 человек, с многотысячной корпорацией — у них будут разные бюджеты, процессы, подходы и всё остальное. Поэтому команда HeadHunter разделила все компании на четыре категории в зависимости от количества сотрудников:
• крупнейшие — свыше 5 000 сотрудников;
• крупные — от 1 001 до 5 000 сотрудников;
• средние — от 251 до 1 000 сотрудников;
• небольшие — от 101 до 250 сотрудников.
МИФ, где работает 230 человек, попал в категорию небольших компаний и набрал больше всего баллов!
«Мы впервые участвовали в этом рейтинге и приятно, что аналитики HeadHunter признали нас лучшими. Нашу корпоративную культуру хорошо описывает цитата Бена Хоровица: „Заботиться о людях, продукте и прибыли — именно в таком порядке“. Заботиться людях — самая трудно реализуемая часть, но если ее игнорировать, две остальные теряют значение. МИФ — про доверие и ответственность. Про высокие результаты и сотрудничество. К нам приходят неравнодушные люди, и мы вместе создаем прекрасные книги и курсы. Радует, что это все получило внешнее подтверждение», — комментирует партнер и содиректор издательства Юлия Баяндина.
Рассказываем, из каких элементов состоит одна из основ МИФа — вдохновляющая корпоративная культура.
Принципы корпоративной культуры
Учитывая удаленный формат работы и большое количество кросс-функциональных проектов в компании, для эффективной работы нужна максимальная открытость и прозрачность. Именно поэтому очень много внутренних практик направлены именно на это (включая работу с внутренними ценностями). Чтобы каждый сотрудник был в курсе, что происходит и куда компания движется.
Удаленный режим работы сам по себе возводит определенные преграды в общении, поэтому наша культура нацелена на то, чтобы эти преграды минимизировать. В компании нет дресс-кода: на общие встречи можно приходить в любом виде, даже с полотенцем на голове — и это нормально. Здесь все разговаривают на «ты», независимо от возраста и статуса.
На новогоднем корпоративе МИФа
Формат работы в компании предполагает ритмичность: еженедельные демо, планерки, выравнивание контекста на общих встречах. Культурные практики должны встраиваться в этот ритм и поддерживать его.
И, конечно, наша компания нацелена на то, чтобы помогать человечеству оставаться человечным, где в основе каждого продукта — создание и сотворчество. Поэтому все практики выстраиваются таким образом, чтобы поддерживать те смыслы и ценности, что уже сформированы.
Культура создает внутри компании опорные точки, которые помогают даже в сложных условиях рынка сохранить людей и эффективность бизнеса.
Корпоративная культура на практике
МИФ — удаленная команда, поэтому в фокусе онлайн-практики. То, как мы говорим и что рассказываем, влияет на компанию куда больше, чем план продаж. Поэтому в МИФе есть встречи, которые называются «Чудотворцы», а также встречи «Клуба опытных писунов (и Госпожи Метафоры)». Есть чат Могучих Рейнджеров и чат Богов контента. Добавив узнаваемые, ироничные и эмоционально заряженные названия, компания наглядно продемонстрировала посыл «мы особенные, у нас так принято», а каждый сотрудник ощущает, что в компании уникальная культура — достаточно просто взглянуть в календарь. И здесь, конечно, важно, чтобы название, мемы не насаждались «сверху»: культура формируется внутри, поэтому люди сами придумывают, как им себя называть.
Одни практики работают много лет и продолжают поддерживать сотрудников по сей день. Другие потеряли актуальность, но в любой момент могут вернуться. Все зависит от ситуации в целом, сезонности и отклика мифотворцев. Трансформация — это нормально, ведь цель культуры — оставаться актуальной и адаптироваться под текущий контекст.
«Чудотворцы»
Общая встреча в онлайне, присутствует почти вся компания — до 180 человек. Встречу начали проводить в начале пандемии в еженедельном режиме, чтобы рассказать, что происходит, как идут дела у компании, что сделано и что планируется. Встреча стала не просто местом для синхронизации, но и опорной точкой в непростые времена. Практика сохранилась до сих пор, но сейчас частота другая. Периодичность регулируется по принципу «чем ниже степень хаоса, тем реже встречи».
На «Чудотворцах» у каждого сотрудника есть возможность задать вопрос руководству, поделиться переживаниями, сомнениями. Все больше МИФовцев стали включать камеры, говорить слова поддержки друг другу, выросли и показатели вовлеченности, и количество участников этих встреч.
Встречи с новичками-МИФотворцами
Для всех, кто приходит в компанию, в 2021 году добавили встречи с содиректорами. Там руководители рассказывают историю МИФа, говорят о смыслах, которые заложены в каждый продукт, о том, почему мы такие и как у нас принято. На этих встречах всегда есть практики для погружения, которые создают атмосферу в начале встречи (чек-ин) и в конце (чек-аут) — чтобы подвести личный итог. Это и рассказы о каком-то событии из детства, обсуждение любимых книг, игры в ассоциации.
Практики для начала и завершения встречи используются часто, на всех встречах всегда есть короткий этап «социализации», чтобы сблизиться, расслабиться, разговориться. Тему задает ведущий встречи.
Рассказывать истории в общем кругу
Регулярно. Нарративные практики — история постоянная. Дважды в год — перед Новым годом и днем рождения компании, который празднуется в июне — отдел копирайтеров готовит материалы о сотрудниках и МИФе в целом. Например, в прошлом году МИФу исполнилось 17 лет, и сотрудников попросили прислать фотографии себя 17-летних, чтобы вспомнить это время. Кроме этого, есть формат АМА (Ask me anything), где берем интервью у отдельных сотрудников или команд.
Каждый год в компании делают проект «для себя». Например, к новому году 2023 сделали лендинг, который «подарили» всем на новогодней зум-вечеринке. Эта страничка доступна только для сотрудников. Еще есть стикерпаки для Телеграма, которые используют в компании.
Книжный клуб
В МИФе любят читать. Раз в месяц в компании обсуждают книги — не только свои, но и других издательств.
Консультации с психотерапевтом
Практика просуществовала два года, пока интерес к ней у сотрудников не пропал. Любой сотрудник компании в высокий сезон мог записаться на индивидуальную консультацию с психотерапевтом, таких встреч могло быть несколько. Одновременно с этим проводились терапевтические группы (еженедельно, на протяжении двух месяцев).
Позже практику расширили, и группы превратились во встречи с психотерапевтом, но на конкретные темы. Например, на «Синдром самозванца» записалось больше 50 человек, компания организовала пять групповых консультаций.
Неслучайный чай
Дважды в неделю во время обеденного перерыва у всех в календарях стояла встреча, на которую можно было зайти в любой момент, чтобы поболтать с коллегами о чем угодно. На уровне компании практика не прижилась, однако в командах такие встречи проходят. Например, сотрудники, выпускающие курсы, по пятницам встречаются, чтобы попить вместе чай и обсудить что-то и рабочее, и личное. А в детской редакции периодически встречаются офлайн, потому что большинство живут в Москве.
Проводить воркшопы
МИФ проводит воркшопы с лета 2019 года. В кризисное время актуальной стала тема ненасильственного общения: было важно научиться давать корректную обратную связь, чтобы сотрудники открыто говорили друг другу о сложностях и вместе их преодолевали. Еще одна популярная тема — отделение фактов от интерпретаций.
Средняя оценка практики воркшопов от сотрудников — 9 баллов из 10. «Лучше понимаю, где факт, а где — мои домыслы», «Вижу в других самое лучшее и благодарю за это», «Общение становится эффективнее, легче слышать друг друга и правильно понимать, а не теряться в догадках и интерпретациях» — это из обратной связи по воркшопам.
Также воркшопы есть по ограничивающим убеждениям (по книге Кигана «Семь преобразующих языков» — это часть культурных практик про взаимную и личную ответственность), по переговорам, по тому, как понимать финансовую отчетность и другие.
Благодарить
Стена благодарности — еще одна поддерживающая практика. Все просто: в конце презентации для общих встреч принято оставлять слайды для благодарностей.
4+1
Месяц в году все пятницы из рабочих превращаются в дни для саморазвития. Обычно это месяц, который является «низким сезоном» для команды: у продвижения — это может быть июль, у редакторского блока — декабрь, у каких-то команд вообще индивидуальный график (определяет формат работы).
Саббатикал
Сотрудник, проработавший в МИФе более трех лет с высокими результатами, имеет право взять творческий отпуск до шести месяцев. Это время для перезагрузки и переосмысления: подумать о дальнейших путях развития, заниматься проектом, на который не хватало времени, подумать о том, куда хочется двигаться дальше в компании или за ее пределами. На этот период прежнее место за ним сохраняется.
Все эти практики — это и есть опорные точки. Они напрямую или косвенно влияют на жизнестойкость как каждого сотрудника в отдельности, так и компании в целом.