Есть мнение, что портретные залы в музеях — самые скучные залы. Это связано с тем, что имена и лица, запечатленные на картинах, нам ни о чем не говорят. Искусствовед Мария Швец на лекции курса «Загадки русского искусства» рассказала, как преодолеть этот стереотип и научиться видеть в портретах интересное.
Жанр портрета зародился в XVII веке. До этого русское искусство было религиозным. Оно представляло не земной мир, а мир горний. Изображение лиц и фона было обусловлено строгим набором церковных канонов.
Парсуна — наследница иконы
Уникальное явление русского искусства — парсуны. Они созданы на почве иконописи, но это портреты реальных людей. Посмотрите, как они похожи на иконы. Их создавали мастера оружейной палаты — иконописцы.
Парсуны — это портреты, которые были похожи на иконы, но они не предназначались для молитв.
Кто изображался на парсунах?
В связи с тем, что это почти икона, то чести быть изображенными на парсунах удостаивались только самые знатные особы. Тут воплотилась идея царя как помазанника божьего и идея сакральности власти. В парсунах было много смысла, много символов — это сразу задало особое место жанру портрета.
Женщин тоже изображали на парсунах, но редко. Ниже — несколько примеров редчайших парсун с изображением женщин.
Прогрессивные детали (светотень, веер) связаны с проникновением в русское искусство европейских элементов.
В парсунах невозможно определить возраст модели. Это связано не с тем, что художник не смог передать возраст. Это отголосок стилистики икон: в них нет времени. Иконы всегда про вечность.
Парсуны создавали для интерьеров и публики. Но царские особы не располагали временем позировать всем художникам. Поэтому позировали одному, а остальные парсуны копировались с первого варианта. Каждый мастер добавлял что-то от себя, и часто это порождало курьезы.
На картинах более поздних времен мы можем найти парсуны, очень похожие на парсуну М. А. Апраксиной, которую мы рассмотрели выше. Модель та же самая, но с некоторыми изменениями.
Пространство вечности, которое досталось парсуне от иконы, не подразумевает правды, поэтому художники могли создавать множество копий со своими вариантами.
Евдокия Лопухина была первой супругой Петра I.
Самая ранняя парсуна датирована периодом не ранее 1727 года. Она очень темная, на ней мало что можно разглядеть. Ирония в том, что ее копии постоянно улучшались. Чем старше становилась сама Лопухина, тем более молодели и хорошели ее портреты.
Закончить разговор про парсуны можно небанальным примером — Преображенская серия парсун. Она стала своеобразным водоразделом церковного и светского искусства.
Преображенская серия — это мужские портреты, плоскостные, в статичных позах. Мы видим подписи, как будто в церковном стиле. Но на самом деле в этих, казалось бы, серьезных парсунах скрыта насмешка, которая связана с «Всешутейшим, всепьянейшим и сумасброднейшим собором» Петра I. Это особое шуточное общество, которое Петр I организовал со своими сподвижниками. В его основу легла пародия на Церковь: участники высмеивали ее иерархию и ритуалы, устраивая пьяные загулы. В сообщество входили первые лица государства — полководцы, политики, представители самых знатных фамилий.
Преображенская серия — визуальное подтверждение насмешки, что было очевидно современникам. Серия выглядит как традиционные парсуны. Раньше на парсунах можно было изображать только самых знатных добродетельных особ. А теперь здесь изображены знатные шутники с шутовскими именами.
Последний портрет имеет вполне определенную дату — не позднее 30 августа 1698 года. Мы можем точно определить, потому что на ней изображен мужчина со сбритой бородой. Часть портретов «бородатые», а часть уже нет.
Выводы
Жанр портрета занял в русском искусстве особое место, так как он уходит корнями к иконе. Но к концу XVII века его статус снижается — во многом усилиями Петра I. Это сделано специально, чтобы сделать русскую культуру более европейской.
Черты европейского искусства все чаще проникают в искусство русское. На смену парсуне приходит Парадный портрет.
Парадный портрет
Если говорить кратко, то это особый подвид жанра портрета. Статус парсуны принижается, но остается неизменным то, что на портрете может быть изображена только знать.
У парадного портрета по-прежнему нет задачи точно воспроизвести лицо. Но если у парсуны стояла задача вписать образ в пространство вечности, то парадный портрет создает идеализированный образ, подчеркивает статус и добродетели модели.
«Чесменский дворец»
Интересная история связана с малоизвестной пьесой Екатерины II «Чесменский дворец». Екатерина Великая любила писать «безделки» — несерьезные произведения для души. Пьеса «Чесменский дворец» написана в 1780 г. на французском языке и не публиковалась до начала XX века.
Центральный персонаж пьесы — сторож дворца. Он делает ночной обход и слышит, как персонажи картин, которыми увешаны стены, переговариваются между собой. Вся пьеса строится на диалогах портретов.
И что любопытно: при том, что парадные портреты — высокий жанр, Екатерина вложила в уста персонажей странные диалоги. Юмор заключался в несоответствии высокого жанра портрета и безделиц, которые обсуждали персонажи.
Дмитрий Левицкий, Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия, 1783
Классический пример парадного портрета — портрет Екатерины II кисти Дмитрия Левицкого.
Посмотрим внимательнее на детали.
Орел с оливковой ветвью сидит на книгах, он зажал в лапе свиток. Книги — законы, в лапе орла — тоже свиток законов. Орел — символ России, он рифмуется с гербом на перевязи Екатерины.
Правее — барельеф мудреца Солона и жертвенный алтарь, на котором сжигаются маки. Маки и алтарь — символ того, что императрица жертвует своим сном. На алтаре — бараньи головы и надпись: «Ради общего блага», — что также отсылает к античности.
В фасоне платья Екатерины II мы не видим корсета, нижней юбки, так как Екатерина мыслит себя наследницей древних греков и римлян. Фасон платья отсылает к античным богам.
На платье Екатерины мы видим ленту святого Владимира и орден Андрея Первозванного. Это награды императрицы во имя ее жертв на благо государства.
В левой части картины корабли — отсылка к военным победам. И есть маленькая деталь — жезл Меркурия. Он говорит нам о том, что императрица смогла установить безопасную морскую торговлю.
Приглашающим жестом Екатерина показывает жертвенный алтарь. Корона императрицы — гражданская, незаметная, соседствует с венком лавра — отсылка к тому, что царственная особа действует в интересах народа.
Справа — богиня правосудия. Ее глаза не завязаны. Можно заметить сходство лиц Фемиды и Екатерины.
Портрет Левицкого стал образцом для подражания. Существует очень много похожих портретов, где картина Левицкого взята за основу.
Выводы
Парадные портреты — закодированные сообщения, где каждый элемент не случаен, все имеет заранее продуманный и прописанный смысл. Портрет превозносит добродетели и статус знатного лица.
Это лишь часть лекции. О юмористических элементах в старинных портретах, о необычных персонажах, о влиянии фотографии на портретное искусство Мария Швец рассказала в первой лекции курса «Загадки русского искусства». Промокод blog даст скидку 30% на покупку одной лекции или всего курса.
Обложка поста: unsplash.com