Многие люди считают себя «хорошими». Но не всегда легко определить, что в реальности хорошо или плохо. Особенно в нашем сложном мире, наполненном расхожими убеждениями, неоднозначными взглядами и когнитивными искажениями.
Майкл Шур, продюсер известных сериалов «В лучшем мире», «Офис» и «Черное зеркало», написал яркую, искрометную и очень полезную книгу по саморазвитию о моральной философии — «Мифы об идеальном человеке» — о том, что значит быть хорошим человеком в современном мире. Рассмотрим одну из неоднозначных ситуаций из книги.
Маленькое доброе дело
Однажды Майкл поймал себя в крайне неловкой ситуации, которая то и дело повторялась. Покупая в кофейне кофе, он платил наличными, а сдачу бросал в стаканчик для чаевых у кассы. Вот только… Он ждал, пока бариста повернется, прежде чем давал ему чаевые. Когда он вдруг осознал, что так делает, в голове тут же возникло много вопросов.
— Почему я хочу, чтобы человек видел, как я совершаю малюсенькое доброе дело?
— Неужели я стремился получить признание своей нравственности за то, что дал парню мелочь на чай?
— Или боялся, что если он не увидит, как я это делаю, то подумает, что я не оставляю чаевых?
Что это означало, если рассматривать чаевые в (другой, но связанной) сфере как благотворительность: не выше ли, например, ценность анонимных пожертвований с этической точки зрения? Если да, разве это не раздражает? Если не позволить написать свое имя в списке доноров, то никто не узнает, какой ты хороший человек! Майкл изучил проблему и наткнулся на концепцию моральной награды.
Концепция моральной награды
О моральной награде говорят, когда человек совершил доброе дело и должен быть вознагражден за него, и иногда это буквально «большой блестящий кубок!»
Заслуживаем ли мы «награды», когда ведем себя по принципам добродетели? Когда Майкл дал чаевые бариста, какая-то часть его почувствовала, что он заслужил благодарность как награду за щедрость, и эту благодарность бариста продемонстрирует, когда увидит, как кладут деньги в стаканчик.
И если сказать это так… В смысле, это не может быть верно. Так ведь?
Понятно и стыдно
Майкл воспрянул духом, узнав, насколько распространено это чувство. Веками люди обсуждали желание признания собственно доброты. И когда Майкл провел неофициальный опрос среди друзей и коллег, многие признали за собой одну и ту же слабость: когда мы делаем что-то хорошее, мы хотим, чтобы нас похвалили. Мы желаем, чтобы нас считали хорошими, видели, что мы хорошие.
Отчасти такое поведение, а именно ожидание того, что «доброе дело» будет признано, проистекает из желания сделать так, чтобы оно сработало несколько иначе, чем как изначально задумывалось. Человек думает прежде всего о реакции на поступок и о том, какая для него в этом будет выгода.
Появляется «дополнительная радость», вызванная тем, что бариста видит, как ему дают чаевые, и получает удовольствие, потому что вы отмечаете его хорошую работу. Безусловно, он испытал бы такое чувство в конце дня, подсчитывая общую сумму чаевых.
.
Уровни благотворительности
Это заставило Майкла задуматься о концепции односторонних денежных транзакций в гораздо более крупных размерах — о благотворительности. Очевидно, это не то же, что чаевые, но этические вопросы, связанные с моральной наградой, относятся к обеим сферам: мы даем деньги кому-то (или перечисляем куда-то) и хотим получить награду за то, что мы сделали. Мы ощущаем, что нас должны морально похлопать по спине, и, как ни стыдно это признавать, это очень мощное чувство. Мы хотим получить признание!
Древний философ Маймонид в своде законов «Мишне Тора» выделяет восемь уровней благотворительности. Один из самых высоких уровней благотворительности (предпоследний) — «анонимное пожертвование анонимным людям». Это значит, что, если мы даем большую сумму, скажем, движению, борющемуся с бедностью, мы должны делать это анонимно. Анонимность (возможно, с точки зрения этики полезная для нас) влияет и на других людей, которые видят в списке доноров только «анонимов». Может, это и хорошо. Возможно, анонимность дает понять, что пожертвование было осознанным и люди делают его, вдохновленные исключительно актом пожертвования ради пожертвования, а не для признания или гордости.
Контраргумент анонимному пожертвованию: сколько дополнительной радости принесли известные люди, которые публично объявляли о пожертвованиях? Насколько больше внимания привлекли эти случаи, потому что о пожертвованиях было объявлено публично? Безусловно, много. И это необязательно должны быть известные люди: если мы пожертвуем на борьбу с бедностью, а наши друзья, коллеги и члены семьи увидят, что мы сделали, то, возможно, это вдохновит их на подобный поступок.
Должна быть золотая середина между «оставайтесь анонимным» и «опубликуйте селфи, где вы подписываете чек, с хештегами #якрутой, #ялучшечемты и #офигетькакойщедрый». Нетрудно представить, что дурная мотивация хорошего поступка в какой-то момент приведет к реальным моральным проблемам: мы начнем стремиться не просто делать добрые дела, а получать «награды» за них, и станем совершать добро только ради того, чтобы получить лайк, чтобы нашу страницу добавили в избранное, просмотрели или просто лестно о нас отозвались.
Из книги «Мифы об идеальном человеке» (раздел «Саморазвитие»).