Наверняка, читая хороший роман, вы не раз задавались вопросом: как писателю удалось найти идею и создать такой живой и яркий мир? Мы — да. Решили разгадать наконец эту загадку и попросили наших авторов рассказать, как рождаются книги. Истории из первых уст.
Идея
Идея книги может прийти хоть откуда — из собственного опыта, новостной заметки, произведения другого автора, случайного совпадения и даже мема. Вот что рассказывают писатели об идеях своих книг.
Кристина Тэ, автор книги «Моя темная королева»
На что-то вдохновляет музыка, на что-то — картины, один раз идея вспыхнула в голове после новостного сюжета, в итоге никак не связанного с придуманной историей (просто сложный ассоциативный ряд). «Моя темная королева» и вовсе появилась из мема про «…говорили они». Однажды я представила, как от башни убегает побитый рыцарь и приговаривает: «В башне живет принцесса, говорили они. Спаси ее, говорили они…» Затем история обрела мрачные краски, а видоизмененную фразу («Им сказали, что в башне живет принцесса») до сих пор можно найти в прологе.
Наталья Ильина, автор книги «Пока ты здесь»
Тему подсказали сводки новостей. Слишком часто стали мелькать сообщения о трагических происшествиях с подростками. Я попыталась изучить ситуацию и удивилась — у медиков и полицейских даже есть своеобразная классификация этих несчастных, их называют «летунами». Я ужаснулась количеству таких трагедий и причинам, которые к ним привели. Так появилась идея написать эту книгу. Книгу-попытку понять, почему совсем юный человек может решиться на такой отчаянный шаг. Книгу-попытку протянуть руку кому-нибудь из ребят, которым кажется, что жизнь не стоит ничего, или — что ничего хорошего с ними уже не случится…
Кристина Робер, автор книги «Полусолнце»
На книгу вдохновило аниме «Инуяша». Мне понравилась идея о существе, которому дан второй шанс наладить свою жизнь, но он всеми силами цепляется за прошлое. Стало интересно посмотреть на тему утраты глазами существ разного возраста и с разным опытом, увидеть, насколько человек со своими 60-70-ю годами жизни отличается от многовековых существ в вопросах жизни и смерти.
Ксения Власова, автор книги «Рок и Кара»
Изначально роман задумывался как короткая история-притча (не зря у героев столь говорящие имена). Героиня в этой истории должна была принять свою судьбу. Окунувшись во тьму, Кара должна была смириться с тем, что ей уготовили, принять на веру чужие слова. Она должна была стать той, кем однажды увидел ее в своих видениях Рок. Такая вот тёмная сказка-притча о неизбежности, о том, что судьбу нельзя изменить. Лишь немного поиграть с ней.
Я писала роман в очень сложное для себя время. В то время, когда, без преувеличения, я едва не вышла в окно. И вот, на середине истории, я поняла: героиня не сдастся. Ее утянет на дно, где она повстречается лицом к лицу со своими и чужими чудовищами, а затем оттолкнётся от дна и вынырнет на поверхность. Даже если за это придётся заплатить очень высокую цену. Даже если на дне придётся оставить что-то очень важное. Она все равно это сделает.
В итоге Кара стала той королевой, которой хотела быть, а не той, которую увидел в ней ясновидец Рок. Кара обрела себя. Ну а я собралась и изменила свою жизнь.
Анви Рид, автор книги «Пир теней»
Идея в моей голове сидела давно. Я просто боялась к ней подступиться, потому что понимала, что если я начну писать, то это будет занимать все мое свободное и несвободное время. Так и случилось, когда я все-таки поняла: когда, если не сейчас? И самое интересное: все смыслы, идеи и посылы рождались во время написания глав. Как раз тогда был ковид и мой муж им очень сильно и серьезно заболел. Три месяца я была одна, в пустой квартире, и от паник и страха меня спасали моя книга и моя собака. Поэтому «Пир теней» получился мрачным и тревожным, а герои часто плачут и надеются на помощь и поддержку других. Но не переживайте! Вы сможете найти среди неизвестной и пугающей тьмы лучики добра и надежды.
Воплощение
Момент возникновения идеи важен, но не всякая идея способна превратиться в книгу. Она должна расцвести, обрасти подробностями и получить то воплощение, которого достойна. Этот процесс у каждого автора принимает свою форму, особый писательский метод.
Кристина Тэ
Может, это странно, но самый волшебный момент в создании историй у меня связан с чисто техническими штуками. Это миг появления «главной фишки». Речь не о сюжетной канве, вотэтоповоротах или характерах персонажей — это все может быть уже продумано от и до или только зарождаться. Нет, главная фишка — это именно особенность подачи.
Выбор ли рассказчика, или какая-нибудь особая закольцовка, после которой все написанное раскрывается под новым углом, или очередность флешбэков. Как только правильная схема выстраивается в голове — вот тогда все обретает смысл, оживает, показывает каждую прежде невидимую грань. Истинное волшебство.
В «Моей темной королеве» фишкой стали второе лицо и отсутствие имен. В одном из текстов, которые сейчас редактирую, верховодит ненадежный рассказчик, а в другом — трехуровневый сюжет (это ретеллинг, и отсылки в оригинальной истории позволяют создать настоящую матрешку: историю в истории в истории).
Наталья Ильина
Мой писательский метод — говорить правду. Даже если это мистика или фантастика. Изучать матчасть. Приведу пример: одна из героинь моих книг — слепая. Чтобы понять, как живут и воспринимают мир незрячие, я познакомилась с реальными людьми, лишёнными зрения. Я ходила по дому с закрытыми глазами, училась ориентироваться по слуху и тактильным ощущениям… Верить в своих героев и своим героям. Писать от сердца и из сердца.
Кристина Робер
Когда идея появилась, еще без цели, просто образ — я писала без остановки месяца два. А когда выписалась, взяла перерыв где-то в полгода, хотела ответить себе на вопросы: кто мои герои, что они здесь делают, куда идут и зачем, а, главное, что в этой истории делает японский сеттинг. Подсознательно я сразу понимала, что не хочу реконструировать события Средневековой Японии, но мне потребовалось время, чтобы понять, для чего в этой книге именно японский сеттинг — он не про быт, политику, природу и прочее, он про сущность народа.
Когда ответы были найдены, сюжет стал обретать целостность. Я смогла убрать лишних героев и хвосты, которые ни к чему не приводили. Параллельно мы стали работать над иллюстрациями, и, конечно, ожившие герои сильно мотивировали писать дальше.
Увы, в моей жизни было много потерь, и благодаря работе над книгой многое для меня открылось с новой стороны. Кажется, мне удалось метафорично, через мысли героев проработать свои боли, оформить мысли и поразмышлять с разных сторон над разными ситуациями. Нет, жизненный опыт определенно помог мне сделать книгу искренней.
Ксения Власова:
Я писала эту книгу в непростое для себя время. Моей дочери исполнилось 11 месяцев, мы только вышли из детской больницы, где лежали с пневмонией. Я была измотана сложным первым годом декрета, разочарована семейной жизнью, разбита, подавлена и растеряна. Чтобы не сойти с ума, я после долгого перерыва снова открыла ворд. Текст полился почти сразу. Я писала взахлеб, почти всегда ночью. Я жертвовала редкими мгновениями отдыха, но не могла поступить иначе. Герои в моей голове были слишком живыми, а сама история — настоящей. Я не могла держать ее в себе.
Книга родилась быстро, буквально за пару месяцев. Это был словно слепок с моей души, моих мыслей, сомнений, страхов и решений. «Рок и Кара» — действительно очень личная история. Вместе с героиней я упала на самое дно темноты и вместе с ней же медленно поднялась на ноги и потянулась к свету. Не окажись я тогда в настолько сложной жизненной ситуации, едва ли смогла бы написать что-то подобное.
Анви Рид
Я тот писатель, который сразу знает концовку всей трилогии. Она-то и появилась в моей голове самая первая вместе с двумя персонажами, которые поставят огромную и жирную точку в этой истории. После этого я села придумывать мир опираясь на четыре части света и культуры тех стран, что сама горячо люблю. Так появились Араса с соевыми полями, водопадами и цветущей сакурой. Заснеженный Рокрейн окруженный горами с суровыми людьми и вечной зимой. Эверок, как главная и самая большая страна с зелеными лесами, деревнями и замком на берегу реки. Ну и конечно остров Схиала с огромным рынком, борделями и царствующим беззаконием.
Следом сразу же появилась карта, причем, спешу заметить, самая настоящая и достоверная. С ней мне помогал мой папа геодезист и картограф. Мы даже высчитывали километры между странами опираясь на скорость парусных кораблей при шторме и штиле, чтобы узнать точное количество дней, которое нужно героям, чтобы добраться от А до В. После этого уже появились пантеон богов, легенды, другие персонажи, злодеи и всякие разные сюжетные повороты.