Зачем был создан портрет с изображением обнаженной императрицы? Что мы знаем об исчезновении Архипа Куинджи? Как художники сводили счеты с жизнью из-за обвинений в плагиате? И какие картины возмущали публику XIX века?
Курс «Загадки русского искусства»
Мария Швец, искусствовед и автор бестселлера «Главное в истории русского искусства», рассказывает об этом в лектории «Загадки русского искусства». Очень советуем его посмотреть — там много чего интересного и неожиданного. А мы выбрали фрагменты из её лекции. И делимся с вами.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Брюллов
Поговорим о том, как и какие работы воспринимала аудитория XIX века. Одна из этих работ вызвала скандал.
Обе работы Брюллова. Созданы в разное время. Бо՛льшую критику вызвала картина справа. Хотя картина слева гораздо более откровенная.
Карл Брюллов. Итальянский полдень, 1827
Когда картина была представлена профессиональному сообществу, она не понравилась ни обществу художников, ни императору. Ее критиковали за то, что модель более приятная, чем изящная.
Переводя на современный язык, модель недостаточно хрупкая, утонченная, а слишком телесная. Целью искусства должна быть избранная натура в изящном виде — а это слишком реалистичная картина. Не идеализированная девушка, похожая на античную статую. К тому же, девушка больше похожа на крестьянку, не благородных кровей.
Язык XIX века — витиеватый, ни одного ругательного слова. Но, тем не менее, по меркам того времени, отзыв был убийственный.
Картина слева — девушка, куда больше похожая на изящную скульптуру. Хотя в ней есть нагота, но все же присутствует дистанция между картиной и реальным миром. Она далека — как античная статуя. А вот девушка справа как живая. Это было почти немыслимо. Хоть она и прикрыта. Изобразить ее обнаженной было бы уже совсем за гранью.
Сам Брюллов объяснил ответное письмо, где объяснил свой выбор. Он написал, что это был осознанный выбор. Он отстаивает право автора на свободу отступать от канонов. Красоту надо искать в окружающем мире.
Брюллов чувствовал полное право отстаивать свою позицию. Он был новатором, который привносил в академические работы новые тенденции. Здесь уже почти реализм, а реализм появился гораздо позже, в середине XIX века.
Айвазовский
Еще одна история — картина Ивана Айвазовского. Несется русская тройка. Человек славянской внешности несет американский флаг. На доме русские флаги. Люди ликуют и обращены к кому то сзади. Картина была запрещена цензурой и никогда не выставлялась.
Что же тут изображено? В конце XIX века в России был голод, совпавший с тифом и холерой. Эпидемия длилась почти 2 года.
1891 год был отмечен аномальной жарой. Год был странный: ранняя зима в начале октября. Погода постоянно менялась. Когда летом случилась засуха, ничего не уродилось. Огромное количество зерна пропало. Начался голод и эпидемии.
Раздача хлеба голодным детям священником Модератовым. Лукояновский уезд, село Протасово. М. П. Дмитриев, 1891–1892
Голод был поначалу проигнорирован властью, потому что оказалось, что никаких запасов зерна в России не было. Люди массово умирали от голода и болезней. Многие крестьяне в поисках заработка и еды мигрировали между городами — из-за этого болезнь распространялась.
Лев Толстой и его помощники составляют списки крестьян, нуждающихся в помощи. Деревня Бегичевка Рязанской губернии. Фотография П. Ф. Самарина, 1892
Российское правительство пыталось что-то сделать, но делало мало. В США были организованы комитеты гуманитарной поддержки. Пришли пять кораблей, которые называли «Флот голода», где было 10 000 тонн продовольствия и медикаментов. С марта по июль 1892 года корабли постепенно прибывали. Помимо этого, была другая помощь: американский телеграф бесплатно передавал сообщения. Помощь США приобрела большие масштабы. Была заметка в московских новостях как американские гражданы вдохновлены и помогают русскому народу. Собирали инициативные граждане.
Иван Айвазовский. Корабль помощи, 1892
Айвазовский написал две картины на эту тему: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия» — именно поэтому люди устремлены куда-то вдаль. Это вызвало недовольство правительства.
Картину никто не видел. В 1893 году Айвазовский отправился в Америку, и картины находятся в вашингтонской галерее.
Николай Ге
Последний сюжет — работа Николая Ге, которую очень сильно критиковали. Это работа 1890 года «Что есть истина?» — разговор Христа и Пилата. Ее активно пытались обругать.
Николай Ге. Что есть истина?, 1890
Художник использует нехаракте՛рную светопись: Христос в тени, а Пилат на свету. Пилат изображен вполне себе достойно, а Христос выглядит, как изможденный бездомный. Это настолько сильно расходилось с традицией религиозной живописи, что картина была даже снята с выставки по распоряжению синода. Писали, что картина оскорбляет религиозные чувства верующих.
Любопытно, что Лев Толстой был дружен с Николаем Ге, и он настоял, чтобы Третьяков приобрел эту картину. Третьякову она не понравилось, но Толстой высказался очень резко. Он писал, что Третьяков покупает навоз, но не замечает бриллиант.
Третьяков послушал Толстого, но не показывал работу в России, повез ее в Европу, но она не была принята и там. Критика приобрела характер травли. Николай Ге это переживал тяжело, но без трагических последствий.
Скрытое «Милосердие» 1879 года
Это не единственная работа Ге, которую не принимали. Но в ней как будто есть другой силуэт. В 1911 году выяснилось, что эта работа была написана поверх другой, которая называлась «Милосердие» и была утрачена.
Художник ее закрасил. Причина неизвестна. То ли просто у художника, жившего в деревне, не было чистых холстов, то ли картину опять не приняли. Это была необычная манера: Христос помещался в современность. Девушка XIX века как будто встретила Христа. Идея была слишком смелой.
Подробнее о скандалах и загадках — в лектории «Загадки русского искусства». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: Карл Брюллов. Итальянский полдень, 1827