Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Брюллов, Айвазовский и Николай Ге: какие картины возмущали публику XIX века
7 января 2023 1 211 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Зачем был создан портрет с изображением обнаженной императрицы? Что мы знаем об исчезновении Архипа Куинджи? Как художники сводили счеты с жизнью из-за обвинений в плагиате? И какие картины возмущали публику XIX века?



Курс «Загадки русского искусства»

Мария Швец, искусствовед и автор бестселлера «Главное в истории русского искусства», рассказывает об этом в лектории «Загадки русского искусства». Очень советуем его посмотреть — там много чего интересного и неожиданного. А мы выбрали фрагменты из её лекции. И делимся с вами.

По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Брюллов

Поговорим о том, как и какие работы воспринимала аудитория XIX века. Одна из этих работ вызвала скандал.

Обе работы Брюллова. Созданы в разное время. Бо՛льшую критику вызвала картина справа. Хотя картина слева гораздо более откровенная.


Карл Брюллов. Итальянский полдень, 1827

Когда картина была представлена профессиональному сообществу, она не понравилась ни обществу художников, ни императору. Ее критиковали за то, что модель более приятная, чем изящная.

Переводя на современный язык, модель недостаточно хрупкая, утонченная, а слишком телесная. Целью искусства должна быть избранная натура в изящном виде — а это слишком реалистичная картина. Не идеализированная девушка, похожая на античную статую. К тому же, девушка больше похожа на крестьянку, не благородных кровей.

Язык XIX века — витиеватый, ни одного ругательного слова. Но, тем не менее, по меркам того времени, отзыв был убийственный.

Картина слева — девушка, куда больше похожая на изящную скульптуру. Хотя в ней есть нагота, но все же присутствует дистанция между картиной и реальным миром. Она далека — как античная статуя. А вот девушка справа как живая. Это было почти немыслимо. Хоть она и прикрыта. Изобразить ее обнаженной было бы уже совсем за гранью.

Сам Брюллов объяснил ответное письмо, где объяснил свой выбор. Он написал, что это был осознанный выбор. Он отстаивает право автора на свободу отступать от канонов. Красоту надо искать в окружающем мире.

Брюллов чувствовал полное право отстаивать свою позицию. Он был новатором, который привносил в академические работы новые тенденции. Здесь уже почти реализм, а реализм появился гораздо позже, в середине XIX века.

Айвазовский

Еще одна история — картина Ивана Айвазовского. Несется русская тройка. Человек славянской внешности несет американский флаг. На доме русские флаги. Люди ликуют и обращены к кому то сзади. Картина была запрещена цензурой и никогда не выставлялась.

Что же тут изображено? В конце XIX века в России был голод, совпавший с тифом и холерой. Эпидемия длилась почти 2 года.

1891 год был отмечен аномальной жарой. Год был странный: ранняя зима в начале октября. Погода постоянно менялась. Когда летом случилась засуха, ничего не уродилось. Огромное количество зерна пропало. Начался голод и эпидемии.


Раздача хлеба голодным детям священником Модератовым. Лукояновский уезд, село Протасово. М. П. Дмитриев, 1891–1892

Голод был поначалу проигнорирован властью, потому что оказалось, что никаких запасов зерна в России не было. Люди массово умирали от голода и болезней. Многие крестьяне в поисках заработка и еды мигрировали между городами — из-за этого болезнь распространялась.


Лев Толстой и его помощники составляют списки крестьян, нуждающихся в помощи. Деревня Бегичевка Рязанской губернии. Фотография П. Ф. Самарина, 1892

Российское правительство пыталось что-то сделать, но делало мало. В США были организованы комитеты гуманитарной поддержки. Пришли пять кораблей, которые называли «Флот голода», где было 10 000 тонн продовольствия и медикаментов. С марта по июль 1892 года корабли постепенно прибывали. Помимо этого, была другая помощь: американский телеграф бесплатно передавал сообщения. Помощь США приобрела большие масштабы. Была заметка в московских новостях как американские гражданы вдохновлены и помогают русскому народу. Собирали инициативные граждане.


Иван Айвазовский. Корабль помощи, 1892

Айвазовский написал две картины на эту тему: «Корабль помощи» и «Раздача продовольствия» — именно поэтому люди устремлены куда-то вдаль. Это вызвало недовольство правительства.

Картину никто не видел. В 1893 году Айвазовский отправился в Америку, и картины находятся в вашингтонской галерее.

Николай Ге

Последний сюжет — работа Николая Ге, которую очень сильно критиковали. Это работа 1890 года «Что есть истина?» — разговор Христа и Пилата. Ее активно пытались обругать.


Николай Ге. Что есть истина?, 1890

Художник использует нехаракте՛рную светопись: Христос в тени, а Пилат на свету. Пилат изображен вполне себе достойно, а Христос выглядит, как изможденный бездомный. Это настолько сильно расходилось с традицией религиозной живописи, что картина была даже снята с выставки по распоряжению синода. Писали, что картина оскорбляет религиозные чувства верующих.

Любопытно, что Лев Толстой был дружен с Николаем Ге, и он настоял, чтобы Третьяков приобрел эту картину. Третьякову она не понравилось, но Толстой высказался очень резко. Он писал, что Третьяков покупает навоз, но не замечает бриллиант.

Третьяков послушал Толстого, но не показывал работу в России, повез ее в Европу, но она не была принята и там. Критика приобрела характер травли. Николай Ге это переживал тяжело, но без трагических последствий.


Скрытое «Милосердие» 1879 года

Это не единственная работа Ге, которую не принимали. Но в ней как будто есть другой силуэт. В 1911 году выяснилось, что эта работа была написана поверх другой, которая называлась «Милосердие» и была утрачена.

Художник ее закрасил. Причина неизвестна. То ли просто у художника, жившего в деревне, не было чистых холстов, то ли картину опять не приняли. Это была необычная манера: Христос помещался в современность. Девушка XIX века как будто встретила Христа. Идея была слишком смелой.

Подробнее о скандалах и загадках — в лектории «Загадки русского искусства». По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.

Обложка: Карл Брюллов. Итальянский полдень, 1827

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи