Литература не стоит на месте — она меняется вслед за нами. О том, какие книги и тренды сейчас на пике популярности, поговорили с Ольгой Киселевой — руководителем по стратегическому развитию отдела управления продуктом в МИФе, и Анной Неплюевой — руководителем редакции художественной литературы. Получилось страшно интересно. Делимся открытиями с вами.
Жанры: азиатские новеллы, руманга, славянское фэнтези
Пожалуй, только ленивый не в заметил, что Азия — это тренд. Под Азией мы подразумеваем три страны: Китай, Япония и Корея. Тренд начинался с Японии, потом к нему подключилась Корея, в последний год на пике активности Китай. Причем, читателей интересует вся современная культура этих стран: художественная литература, иллюстрирование и чуть в меньшей степени нон-фикшн.
Тут можно посмотреть книги МИФа на азиатскую тему
Внутри этого тренда развивается несколько направлений.
Конечно, есть манга — это азиатские комиксы, которые появились давно, но большими тиражами стали продаваться последние несколько лет. На российском рынке также появились манхва — корейские комиксы. И самый яркий всплеск — китайские комиксы, маньхуа. Этот всплеск происходит во всем мире, а не только в России.
Скоро в МИФе выйдет манхва «Единственный конец злодейки — смерть»
Параллельно тренду на комиксы растет тренд на азиатские новеллы. Азиатские новеллы — это не то же самое, что новеллы в европейском понимании, это не произведения маленького объема или романы. Напротив: у новелл огромный объем, и они существуют в веб-формате. Например, 1700 глав — это достаточно средняя по объему новелла. Новеллы перескакивают из фандомных историй — когда люди пишут по существующей литературной или другой художественной вселенной и выкладывают тексты на какую-то платформу бесплатно или за небольшие деньги. Теперь это творчество нередко издают в адаптации как книги, экранизируют, анимируют, выпускают дополнительные иллюстрации и прочее.
Очень хорошо стартовали российские новеллы. Чаще всего в их основе — фэнтезийные миры на основе этнических средневековых земель. Авторы пишут и про фантастический средневековый Китай, и про Корею, и про фентезийное русское средневековье и времена до крещения Руси. Они смешивают историю, магию и мифических существ — получается любопытный фантастический коктейль.
Исторический фэнтези-роман «Мангуп». История готского княжества Феодоро. 18+
Всё это — новеллы, маньхуа, манхва и прочее — это, в большинстве случаев, изначально были созданы в традициях фанатского творчества, фанфикшна. Не только произведения, которые посвящены определенным фэндомам, но и оригинальные истории, отвечающие им, — сюжетам, героям, завязкам, ходам, тропам. Сейчас это перестает быть баловством и становится частью художественной литературы. Издатели с удовольствием рассматривают такие произведения — когда их приносят и авторы, и фанаты.
Курс ЦЕХ № 3
Есть еще сильный тренд на румангу — комиксы российских авторов в стилистике азиатских комиксов и не только. И тренд на вебтуны — иллюстратированные веб-романы, как, например, «Предания Олимпа».
Кстати, в МИФе уже вышел второй том комикса «Предания Олимпа»
Огромный тренд на славянское мировоззрение, фольклор и мифологию. Этот тренд затрагивает не только нашу страну: славянская мифология пошла и в зарубежное фэнтези. Интересны сказочность и архетипичность. Академичность и серьезность тоже в тренде: молодым людям интересно читать такие жанры. Но и легкие жанры никуда не ушли.
Обложка новой книги «Рок и Кара» — романа, написанного на стыке темного фэнтези и Young Adult
Не снижается интерес к темному фэнтези и готике. Мрачные, атмосферные истории о темных мирах, жестоких королях и королевах, ведьмах и монстрах, маленьких таинственных городках и жутких поместьях с призраками продолжают волновать читателей — особенно в преддверии Хеллоуина и зимнего сезона.
«Пир теней» — первая книга трилогии «Темные святые». 18+
Сюжеты: попаданцы
Если говорить о сюжетах, то хочется отметить, что вернулся тренд на попаданцев. Раньше попаданцы — это был в некотором смысле низкий жанр: какой-нибудь Иван Иванович попадал в военное время XX века и спасал «своих». Сейчас же жанр попаданцев развивается в сторону фэнтезийных параллельных миров: либо герой неожиданно попадает туда, либо умирает и перерождается в новом времени. Часто его сопровождает Система, выдвигающая ряд правил, по которым герой может в этом мире существовать и развиваться.
Уметь посмеяться — это новое дыхание. То, что спасает многие жанры.
Возвращается в литературу такой тренд как омегаверс — особый вариант вымышленной вселенной, в которой люди обладают альтернативной физиологией. Если раньше это было прерогативой фанфикшна, то сейчас пошла большая волна и среди издаваемых книг на западе. Триумфально возвращаются вампиры с оборотнями, двадцать лет спустя, и игры на выживание — сюжеты в стиле «Голодных игр».
«Я — Ярость» — феминистский роман в духе «Рассказа служанки» Маргарет Этвуд и «Силы» Наоми Алдерман. 18+
Ретеллинги
За последние несколько лет заметно вырос интерес к ретеллингам. Ретеллинги — это переосмысления уже известных историй: сказок, легенд, древнегреческих мифов, произведений классиков. Смысл ретеллинга в том, что всем известный сюжет получает новую неожиданную интерпретацию. В некотором роде это эксперимент над оригинальным текстом, в котором степень близости к первоисточнику определяется лишь фантазией и смелостью автора.
«Избранные и прекрасные» (18+)— переосмысление «Великого Гэтсби», «Среди проклятых стен» — интерпретация «Джен Эйр», «Моя темная королева» — темный ретеллинг «Рапунцель»
Иногда в основе ретеллинга может лежать не одно, а два и более произведения: недавно в испанский каталог попал роман-переосмысление судеб героинь «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт в антиутопичном мире «1984» Джорджа Оруэлла.
Иллюстрации: симбиоз всего
Растет роль иллюстрирования — и нон-фикшна, и художественной литературы. Например, новеллы иллюстрируют в жанре комикса, а в нон-фикшне возрождается стилистика ар-нуво и эстетика модерна. Это не просто создание иллюстраций, которые копируют эпоху, — это симбиоз, сочетание исторических форм и элементов современной иллюстрации. Например, невероятные формы рождает использование славянских форм и мотивов с современной азиатской стилистикой. И наоборот! В этом году мы порадуем своих читателей такими иллюстрациями.
Формат: иммерсивное чтение
В коммерческом направлении укрепляется иммерсивное чтение — когда ты получаешь не только произведение, но и можешь влиять на него. При чтении издатели или авторы предусматривают подачу каких-то элементов — например, диалогов в виде скриншотов Whatsapp или подбор музыки и звуков. Этот формат перерождается на платных платформах и из разряда экспериментов перерастает в норму платных услуг.
Всегда и сейчас: Young Adult
Все говорят о росте интереса к Young Adult: рост продаж и выпуск этой литературы прирастает год от года. Это действительно так. Но не все понимают, что такое Young Adult. И тут хочется пояснить: литература рассчитана на аудиторию 25-35 лет — это молодые взрослые. Речь идет не о подростковой литературе.
Young Adult МИФа можно посмотреть тут
На самом деле Young Adult всегда был и есть в топе — просто в разные времена его по-разному называют. В Young Adult входят разные направления. Например, сейчас выросло поколение, которому интересны фэнтези, Азия, магия, драма, жанр «стекла» (драма с привкусом безысходности) — всё это сейчас относится не к подростковой литературе, а Young Adult. А до этого было другое поколение с другими интересами. Но Young Adult всегда был в тренде.
P.S. Хотите написать и издать свою книгу? Приходите на третий поток нашего легендарного курса «ЦЕХ № 3». Вас ждут 26 уроков, включая занятия по комиксам и художественной прозе, встречи с именитыми авторами и редакторами МИФа и конкурс на издание целых 5 книг. По промокоду blog — скидка 30% (но не более 50% с другими акциями).
Обложка: unsplash