Мифы — это не просто старинные истории. С древних времен и до наших дней они объясняют миропонимание и мироустройство. Влияют на каждого человека и общество, в котором мы живем. Все они немного похожи и в то же время сильно отличаются друг от друга. Как например, мифы из Кореи.
Выбрали несколько историй из новой книги «Корейские мифы» — об уникальной и самобытной корейской мифологии.
Две луны и два солнца
В Корее существует два мифа о творении. Любопытно, что один из них появился на юге, на острове Чечжудо, а другой — на севере, в провинции Хамгёндо
Согласно обоим сюжетам, в самом начале небо и земля были едины. В первый год, первый месяц, первый день и первый час шестидесятеричного цикла появилось небо; во второй год, второй месяц, второй день и второй час этого цикла возникла земля. Между небом и землей образовался зазор, который постепенно увеличивался, пока в итоге они не разделились.
Небо стало посылать на землю росу, которую та собирала. Таким образом они поддерживали связь друг с другом, и в этой связи зародилось все сущее. Сначала появились звезды, однако в мире еще не было яркого света. Тогда прокукарекал небесный петух, а вслед за ним, подпрыгивая на насесте, прокукарекал петух земной, и тут же небо на востоке озарилось. Увидев это, Небесный владыка послал в мир два солнца и две луны. Так появился свет.
Нефритовый император (Небесный владыка). Китай, Великая империя Мин. XVI в.
Но солнца и луны всходили парами, поэтому днем стояло адское пекло, а по ночам — страшный мороз. И днем, и ночью люди страдали. К тому же в те времена животные и растения тоже умели говорить, и потому в мире царил страшный гомон. А помимо всего прочего, живые и мертвые существовали в одном пространстве: позовешь живого человека, а откликается мертвец. Такая сумятица возникла оттого, что еще не было разделения на тот свет и этот — отделились только небо и земля, а все прочее — люди, животные и растения, жизнь и смерть — пребывало в путанице.
Небесный владыка царствовал в небе, землей же никто не управлял, поэтому он хотел утвердить и на земле порядок, чтобы все жили в мире, но не знал, как это сделать. Сколько он ни думал, достойного решения на ум не приходило.
Однажды Небесный владыка размышлял о хаосе и порядке. Изнуренный, он заснул и увидел удивительный сон. В том сне Небесный владыка молча взирал на два солнца и две луны, а потом вдруг проглотил по одному из каждой пары. Проснувшись, Небесный владыка понял, что это необычный сон. Он поразмыслил и истолковал его так: чтобы справиться с мировым хаосом, ему нужны два сына, подобные солнцу и луне. Одного он пошлет царствовать в мире живых, а другого — повелевать миром мертвых, и тогда всюду установится порядок.
Не бывает света без тьмы
В корейских мифах часто происходит спор между «темным» и «светлым», «злым» и «добрым». Противопоставления, бинарные оппозиции отражают гармонию мироздания. Не бывает добра без зла, не бывает света без тьмы. Так что даже если «добрый брат» замечает, что «злой брат» обманывает, он прощает его, т. к. цель их взаимодействия — это привести мир из хаоса к гармонии.
Статуя хэчхи — мифологического животного, наделенного способностью распознавать добро и зло. Официальный символ Сеула
Бинарность может также проявляться через единство и одновременно противопоставление Неба и Земли — взаимодействие небесных посланников с земными женщинами и рождение уникальных наследников.
Женщины в корейских мифах
Еще одна особенность корейской мифологии — превалирующая роль женщин. Именно женщины составляют здесь большинство мифологических героев. Некоторые объясняют это тем, что корейская мифология имеет сугубо женский характер. Даже цветы и цветочная поляна трактуются как атрибуты женщины.
Так ли это?
Танец шаманки. Син Юнбок. 1758–1814 гг.
Если мы внимательно рассмотрим корейские мифы, то увидим, что многие женские персонажи выполняют роль преобразовательниц. Например, в «Песни о сотворении мира» во Вселенной безобразное преобладает над прекрасным, а ложь над правдой. Творцы такого мироздания — мужчины.
Мифологические женские персонажи, такие как принцесса Пари, Чачхонби, Оныль, Самсын-хальман, говорят о необходимости сломать косный порядок вещей. И делают это.
По материалам книги «Корейские мифы»
Обложка: unsplash