Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Опиши, не рассказывай. Книга для всех, кто работает с текстами в медиа
12 октября 2021 3 027 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Что читать пишущему человеку? Как придумывать хиты? Какие литературные приемы использовать, а от каких бежать? Что сокращать, а что — оставлять?

Журналист и писатель Николай Кононов знает ответы на эти вопросы. Он работал во многих российских медиа: «Известиях», «Эксперте», Forbes. ru, Slon.ru и LookAtMedia. Написал бестселлер «Автор, ножницы,бумага». А в своей новой книге «Я, редактор» Кононов рассказывает, как быть редактором в современном онлайн-медиа.

Вы узнаете всё самое-самое — от сбора материала и редактуры текста до выстраивания отношений с авторами, читателями и владельцами издания. Прочитаете много классных примеров: в книге есть ссылки на материалы. И сможете сразу проверить советы на практике.



Я, редактор

Интервью как конфликт

Нет ничего скучнее разговора, в котором один собеседник заранее восхищается другим и помогает ему выглядеть так, как тот хочет. Те же Юрий Дудь и Николай Солодников отличаются по манере вести разговор: один более напористый и прямой, другой делает акцент на задушевность. Но оба добиваются своей цели, получая ответы на вопросы, содержащие потенциал для спора и конфликта.


Читатель не дурак и поймет, что, уходя от ответов и проявляя агрессию, ньюсмейкер прячет скелеты в шкафы и именно эти скелеты заставляют его плясать джигу. Источник

Интервью читается как творение сценариста Аарона Соркина, который утверждал, что диалог должен напоминать перестрелку в боевике: прыжки, смена позиций, погоня, смена оружия, неожиданные хитрые трюки и финальный твист, когда антагонист всё же уходит от протагониста.

Так или иначе, правило одно: всех гуру, авторитетов, лидеров, заслуженных мастеров искусств и спорта нужно уверенно отправлять под нож острых вопросов. Чем более авторитетен ньюсмейкер, тем жестче должна быть внутренняя позиция автора по отношению к нему.

Штамп, предубеждение, стереотип

Штампы лезут к нам в голову, и мы всю профессиональную жизнь с ними боремся, чтобы уточнить этот мир, не заслонять его потрясающие картины туманными словами общего назначения.

Конкретика и точно выбранные слова — два божества журналиста.

Штампы легко отловить и уточнить, а вот внутренние установки живут внутри нас. И даже если мы не добавляем в текст свои трактовки, то всё равно подбираем для их описания те или иные слова, несущие определенные оттенки смысла.


«Любому редактору сложно быть до конца объективным и трезвым судьей. Но стремиться к этому — очень и очень важная интенция», — пишет Николай Кононов. Источник

Как бы ни был мерзок герой, его взгляд не должен быть хищным или приторно сладким. Как бы ни дрожал от восторга автор перед ньюсмейкером, интонация повествования о младых годах главного действующего лица не должна выдавать восхищения.

Опиши, не рассказывай — гласит древнее правило. Будь осторожен с проникновением оценок в описание, уточним мы.

Проблема воздуха: что сокращать, а что дописывать

У текста есть малозаметное глазу погрузившегося в него редактора свойство. Будучи максимально высушенным, лишенным всякой «воды» и тяжелых вводных конструкций, он внезапно сжимается и оставляет у читателя ощущение, что он глотает таблетки не запивая. Именно из сцепки конструкций и оборотов, кажущихся избыточными, возникает оригинальная авторская интонация.

Каждый случай уникален, и общее правило здесь можно вывести только такое: один абзац — один новый поворот сюжета. Для лонгрида можно сделать послабление и сказать «два абзаца», учитывая, что глупо обрывать или сжимать в несколько предложений захватывающий эпизод лишь потому, что так нужно.

Зачем нужны спецпроекты?

Спецпроект — по сути, отдельное медиа. Он нужен, когда издание хочет закрыть какую-то огромную тему, дав исчерпывающие ответы или ссылки на все важные вопросы читателя. В 2021 году инфоповод — необязательное условие для выпуска контента в любом жанре, кроме собственно новости. А спецпроект может тянуться целый год, если появляются всё новые и новые истории.


Так выглядит спецпроект «Семь дат»

Типичный кейс со спецпроектом, привязанным к календарю, — это «Семь дат» проекта InLiberty. Авторы взяли семь событий из истории СССР, важность которых неочевидна публике и при этом неоспорима. Норильское восстание политзаключенных, протест диссидентов на Красной площади в 1968 году, расстрел бунта рабочих в Новочеркасске и другие.

Успешный спецпроект обладает продуманной структурой и внутренней драматургией. Он посвящен одной макротеме, которая раскрывается разными визуальными средствами, и содержит оригинальный мультимедийный трюк, способствующий «залипанию» читателя.

Что еще в книге:

  • «Детские», открытые вопросы — самые точные
  • Тема статьи = два простых предложения. А лучше одно
  • Что такое нуль-позиция?
  • Литературные приемы, уместные в медиа
  • «Я вам этого не говорил»: особенности использования косвенной и прямой речи
  • Что должен знать главред

… и многое-многое другое.

«Опытный редактор учит автора писать так, чтобы: а) каждый новый абзац содержал новый поворот сюжета; б) каждое предложение хотелось поцеловать», — говорит Николай Кононов. Его книга — это сборник ценнейших советов. Чтобы хороших текстов стало больше.

По материалам книги «Я, редактор»



Курс «Цех №2»

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Обложка: pexels

Похожие статьи