У наших костей много удивительных свойств: они чинят сами себя, растут, адаптируются к нагрузкам, хранят важные элементы. А еще служат материалом для самых разных вещей: от парусов и веревок до краски и мыла. В книге «Кости: внутри и снаружи» профессор ортопедический хирургии Рой Милз приводит несколько примеров того, как необычное использование костей помогало сколотить настоящее состояние. Вот пять из них.
Модная революция
Сложно поверить, но до XIII века люди носили одежду без пуговиц. Такие одеяния были очень неудобны и легко соскальзывали вниз. Затем для фиксации ткани стали использовать бронзовые булавки и пуговицы. Последние делали из стекла и металла.
Среди богачей пуговицы были показателем статусности. Так, король Франции однажды распорядился сшить наряд с 13000 пуговиц.
Бедняки же научились делать пуговицы из более дешевого материала — костей. В немецком городе Констанц археологи нашли 300 000 перфорированных полос коровьих костей, оставшихся от производства пуговиц и бусин, — эта отрасль процветала там с XIII по XVI век. Позже костяные пуговицы перекочевали и на одежду состоятельных людей — правда, только в те места, что были не видны постороннему глазу.
Богачи тоже экономили на пуговицах: модные и красивые они выставляли напоказ, а на нижнем белье использовали костяные. Как на этом костюме, принадлежавшем Георгу III. Источник
Все дело в шкатулке
Большую популярность в Средние века имели шкатулки для драгоценностей: в них хранили украшения, любовные письма и прочие милые вещицы. Флорентийский торговец Бальдассаре дельи Эмбриаки первым придумал выпускать подобные шкатулки, украшенные резьбой по кости.
Чаще всего узоры вырезали на бычьих и конских костях. Делали это все вручную, а самыми популярными были библейские и мифологические сюжеты, а также сцены из средневековых романов.
Эта шкатулка, украшенная пластинами с резьбой по кости, была сделана в мастерской Бальдассаре дельи Эмбриаки около 1400 года.
Тонкость фарфора
Помимо шкатулок в богатых домах часто можно было встретить посуду из костяного фарфора. Главной проблемой производителей фарфора в то время был вопрос — как сделать изделие утонченным, но не хрупким.
Выход придумал англичанин Джосайя Споуд II. Он использовал костную золу, которая оставалась после того, как кость запекали в высокотемпературной печи при недостатке кислорода. Двенадцать частей костной золы, восемь частей «китайского камня» и семь частей фарфоровой глины — этот «рецепт» фарфора применяют и сегодня.
Дополнительным преимуществом костяного фарфора была его изысканная прозрачность. Источник
Военные поделки
Еще одно «костяное» изобретение принадлежит французским пленным, захваченных британцами во время наполеоновских войн. Чтобы скоротать время, они таскали с тюремной кухни вываренные бараньи кости, очищали их и мастерили забавные поделки — например, модели кораблей, кукольную мебель, ящики для домино. Многие из военнопленных после войны так и остались в Англии, продолжая заниматься костяными поделками.
Сейчас модели кораблей из вываренных костей являются предметами вожделения коллекционеров и часто уходят на аукционах за десятки тысяч долларов. Источник
Бизоны и фосфор
Еще первобытные люди знали, что урожай будет богаче, если удобрить почву перемолотыми костями. Но объяснить этот феномен удалось лишь в 1840 году. Оказалось, что кости — отличный источник фосфатов, которые важны для роста растений.
А если смешать костную муку с серной кислотой, получится суперфосфат — еще более доступная форма. Неудивительно, что спрос на суперфосфаты среди фермеров был просто сумасшедшим.
В конце XIX века за несколько десятилетий в американских прериях собрали и отправили на восток примерно два миллиона тонн бизоньих костей. Они пошли на производство удобрений
Этим активно пользовались переселенцы, осваивавшие в конце XIX века американские прерии. Они собирали кости бизонов, которых государство истребляло, чтобы заселить эти земли, и отправляли их на заводы по производству удобрений.
Появились и скупщики костей. А железнодорожную линию, проходившую с востока на запад через Канзас и Небраску даже назвали Pile of Bones («Груда костей»).
За время существования этой отрасли было собрано 2 000 000 тонн костей — это два ряда товарных вагонов, пересекающих континент от Сан-Франциско до Нью-Йорка. Прибыль от этого бизнеса составила примерно $40 000 000 — несопоставимо больше, чем принесли их создателям костяные пуговицы и шкатулки.
По материалам книги «Кости: внутри и снаружи»
Фото на обложке отсюда