Кто такие книжные обозреватели и где они обитают? Зачем читать книжных блогеров? И почему они влияют на продажи? Выбрали фрагменты из вебинара книжного обозревателя и PR-менеджер издательства «МИФ» Кати Севериной. Он прошел в рамках курса «Цех № 1».
Делимся самым-самым.
Кто такие книжные обозреватели и где они обитают
Сейчас не совсем понятно, где проходит грань между блогерами, литературными критиками и книжными обозревателями: где они водятся, чего от них ждать и что они могут принести вам.
Литературные критики. Раньше, когда медиа выходили в печатном виде, литературные критики писали туда обзоры. Это была престижная и хорошо оплачиваемая работа. Сейчас же литературная критика воспринимается как наследие Белинского — чем-то, что ближе к литературоведению. Литературные критики ушли в толстые литературные журналы: они рассказывают про устройство текста, поиски аллюзии в творчестве такого-то автора. А еще критика — это блоги.
Книжные обозреватели — это люди, которые регулярно рассказывают о книгах на разных площадках за деньги. Это так называемая рекомендательная критика, обращенная к читателю напрямую: подборки и обзоры — «Пять книг на выходные», «30 книг, которые должен прочитать каждый к 20 годам», «50 книг, которые помогут вам пережить эту зиму». Книжные обозреватели рассказывают о каких-то важных и заметных книгах, чаще всего новинках. Не у каждого из них филологическое образование — они могут прийти из разных профессий, их объединяет любовь книгам.
Любовь к книгам — это важно. Если ты пишешь обзоры и рассказываешь о книгах, то это очень небольшие деньги. Поэтому ты можешь писать только по любви. Важно: никогда, пожалуйста, никогда не предлагайте книжным обозревателем деньги за обзоры — это очень их обижает.
Блогеры. Когда началась эпоха соцсетей, появились блогеры. Сегодня грань книжными обозревателями и блогерами почти стерлась. Не всегда понятно, если человек пишет в блог, это книжный обозреватель или блогер? Наверное, блогер. А если его читает сторонняя аудитория размере 150 тысяч человек? Обозреватель, так как количество просмотров больше, чем некоторых СМИ. Но многие обозреватели сегодня параллельно ведут блог и могут причислять себя к любому из этих терминов — в зависимости от ситуации.
Зачем нужны книжные обозреватели
Для автора
- Попадание в СМИ, запуск «сарафанного» радио, закулисье книжного мира
Книжные обозреватели читают обзоры друг друга и иногда подмечают новые имена — так запускается «сарафанное» радио. Вы попадаете в закулисье книжного мира. А книжный мир России — очень маленький и, к сожалению, тесный. Классический тираж книги в России — 3000 экземпляров, хотя у нас живет 148 миллионов. Поэтому если вы попадаете в этот книжный мир, если вас замечают, то к вашим книгам уже прислушиваются и присматриваются.
СМИ не поможет вам продать тираж. Единственный человек в СМИ, который может повлиять на продажи тиража, — это Галина Юзефович, сегодня она главный литературный критик России. Галина выступает на телевидении в программе Ивана Урганта, у нее есть блог. Еще один важный литературный критик — Анастасия Завозова, переводчик, главный редактор Storytel и книжный блогер.
К сожалению, остальные прекрасные люди, которые пишут про книги не способны повлиять на продажи, потому что средний просмотр статьи о книгах — это 10 тысяч просмотров (8 тысяч просто посмотрели, 2 тысячи — отметили для себя разные книги). Да и не факт, что в обзоре выделят именно вашу книгу.
- Работа на личный бренд. На реальные продажи тиража способны повлиять единицы среди критиков (среди блогеров может сработать «низовой пожар»)
СМИ могут повлиять только на личный бренд. И если вашу книгу упомянули в Forbes, то, скорее всего, другие медиа из этой ниши также «перетащат» ее к себе в обзор. Вот что значит «сарафанное» радио.
Если ваша книга о йоге попала к топовому блогеру в этом сегменте, он ее похвалил и сказал своим подписчикам, что это лучшая книга, то наверняка вы продадите тираж. У книжных блогеров не такие охваты, они не работают так масштабно, как лидеры мнений. Но книжные блогеры тесно связаны друг с другом — они запускают так называемый «низовой пожар». Это когда кому-нибудь из них очень понравилась книга, он порекомендовал ее, это увидели его друзья, коллеги по блогу, запустили у себя, взяли почитать… И вот они уже сами пишут автору, пишут в издательство, запрашивают книгу — запускается «низовой пожар». В какой-то момент он доходит до СМИ: они понимают, что все пишут про книгу, о которой они еще почему-то не знают. И, конечно, СМИ заберут книгу в обзор.
Для обозревателя
- Формирование подборок
Иногда обозревателю не хватает какой-то конкретной книги для формирования подборки. И тогда книга «резонанс» очень удачно встает в этот обзор. Допустим, у меня тема номера «Здоровое питание», и я хочу написать про пять книг российских авторов, которые освещают эту тему. Четырех из них я уже знаю, пятого у меня еще нет. И я получаю ваше письмо, а вы написали про книгу, которая как раз мне нужна! Я моментально пишу вам письмо: «Какое счастье, что вы есть! Спасибо большое, я, конечно, возьму книгу».
- Возможность «открыть» новое имя
Раньше, когда каждый не был сам себе медиа, а у литературной критики было узнаваемое лицо, в «Афише» работал Лев Данилкин. Его удивительная особенность была в том, что с помощью своих обзоров он открыл целую плеяду современных российских авторов. Тогда, в начале нулевых, это действительно способствовало и продажам, и успеху, и известности. Например, Анна Старобинец в своих интервью неоднократно говорила, что Лев Данилкин выбрал ее книгу «Переходный возраст» и написал про неё в «Афише». Утром она проснулась от шквала звонков: он помог войти в этот самый литературный мир. Была возможность открыть новое имя, и он их открывал регулярно. Литературный критик как бы выводил автора на сцену.
Казалось бы, те времена прошли, но нечто подобное случилось несколько лет назад. Елена Макеенко, к сожалению, покинувшая этот мир, специализировалась на обзорах российской литературы. Елена нашла в журнале «Волга» текст Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» и рассказала про книгу, которая ее очень впечатлила. Она запустила волну, которая пронеслась по всей стране: книгу обсуждали, по ней есть постановка в «Гоголь-центре», будет фильм. И это во многом заслуга критика.
Для блогера
- Подчеркнуть особенность
Большинство книжных блогеров рассказывают про одни и те же книги. Есть некоторое количество людей, которые хотят выделиться и говорят: «я читаю только постмодернизм», «я читаю только американцев», «я читаю только современную российскую прозу и ищу в ней жемчужину».
Добавить в шапке профиля, что «я не такой как все, я не читаю мейнстрим, я занят поиском новых имен и я расскажу вам о том, о чем не расскажут другие».
Где искать?
Поговорим про некую литературную эстраду.
Литературные толстые журналы
Литературные толстые журналы — классика, о которой знают со школьной скамьи. «Знамя», «Дружба народов», «Вопросы литературы»… Там пишут критики, которые наследуют принципы Белинского: тексты сложные и менее обращены к читателю. В этих журналах может быть опубликован текст начинающего автора, но в основном там выходят вдумчивые глубокие рецензии. Это скорее профессиональный журнал для любителей филологии: для тех, кому интересно смотреть на устройство текста, кому нравится искать какие-то точки соприкосновения в словах и абзацах.
Этот вариант подходит для начинающего автора. Если у вас художественный текст, попробуйте отправить его в литературный журнал — это определенный знак качества. Способ входа в литературный мир и даже возможность претендовать на некоторые премии.
Есть журналы, которые публикуют не только художественную литературу. Список журналов можно посмотреть в «Журнальном зале» — там перечислены как действующие, так и уже закрывшиеся.
Литературные СМИ
Литературные СМИ — это порталы, которые специализируются на событиях литературной жизни («Горький», «Прочтение», ReadRate, ЛиTerraтура, «Год литературы», etc.). В них пишут и литературные критики, и книжные образователи. Там выходят различные новости: кто кому какую премию выдал, кто где с кем не согласен. Публикуются обзоры, рейтинги, иногда эксперименты. Например, в журнал «Прочтение» можно прислать свой текст. Редакторы «Прочтения» его прочитают и могут опубликовать — это тоже определенный знак качества.
В литературных СМИ есть тематические рубрики, обзоры, рецензии, колонки, подборки, рейтинги, ссылки (где, что, как купить), поддержки разных компаний по сбору денег: например, на издание книг и рассказы о редких книгах.
Можно выбрать для себя интересные рубрики и авторов материалов, которые вам нравятся, смотреть, о чем они пишут. Это тоже очень удобный способ поиска того самого обозревателя, который вам нужен: зашли на сайт, посмотрели, кто написал этот текст, нашли его в соцсетях и написали ему личное сообщение.
Пожалуйста, не пишите про то, что вы написали потрясающее произведение, которое перевернет жизни обозревателей. Просто скажите, что вы хотели бы прислать анонс и информацию о книге, спросите, на какой адрес это можно выслать. Большинству обозревателей удобно, когда анонсы попадают в почтовый ящик: их можно отсортировать, быстро найти, пометить всевозможными флажками, цветами и рассортировать, как удобно. Это такая возможность быстрого ориентира.
Раздел «культура» в СМИ
Это большие новостные порталы, информационные агентства или различного рода медиа, в которых есть раздел «культура», а в нем подраздел «литература» или подраздел «книги» (Афиша.Daily, Lenta.ru, Forbes.ru, Mel.fm, Lifehacker.ru, etc.).
У них не так много материалов, посвященных книжному рынку, в основном, такие разделы существуют за счет подборок: раз в месяц, раз в две недели или к праздникам выходят тематические подборки и обзоры книг. Реже — отдельные рецензии. Чтобы вышла отдельная рецензия, книга должна быть очень известной. Иногда выходят интервью с авторами: если приезжает Барнс, то в «Ленте» или в «Медузе» выходит интервью с Барнсом. Иногда печатаются отрывки из кни — так называемый препринт.
Чаще всего эту рубрику ведет один человек, и это очень удобно для автора: заходите в контакты на сайте и отправляете этому человеку письмо. Если нет его прямых контактов, то смотрите, кто редактор этого раздела. Например в «Афише» информация про книги выходит в разделе «Мозг», адресов людей, которые пишут материалы, нет. Но там есть контакты редактора этого раздела: вы можете ему написать.
Книжные блогеры
Новый тип медиа, который невозможно игнорировать. Такие «сам себе медиа». Их можно высмеивать за рафы с лавандовым сиропом, за фотки с котиками в цветочках-лепесточках, но их охваты часто сопоставимы с охватом культурных СМИ и разделов «Культура». А иногда бывают даже выше. Поэтому сейчас такой тип медиа, пожалуй, больше всего влияет на продажи.
Блогеров сейчас нельзя игнорировать, и в первую очередь важно стараться попасть к ним. И к книжным обозревателям тоже. Книжный обозреватель — это зона престижа, а книжные блогеры — зона прямого контакта с аудиторией, моментальная обратной связи, зона, которая способна влиять на продажи.
Типы книжных блогеров
- Телеграм-блогеры
- Блогеры в соцсетях
- YouTube
- Книжные активисты
Самых топовых, вдумчивых и интересных можно найти на сайтах «Блог-пост» и «Литблог». Это новые премии, которые специализируются на поиске качественного книжного блогера в России. Там блогеры разделены по темам, вы можете посмотреть, где они обитают. Шорт-лист — люди, которые достойны внимания. Они могут помочь наладить контакт с аудиторий, повлиять на продвижение книги и способствовать ее популяризации.
У всех книжных блогеров есть дополнительные каналы.
- Например, Полина Парс известна как «Читалочка», у нее 186 тысяч подписчиков и свой канал. Но она интересна и тем, кто смотрит YouTube.
- Есть Саша Скребцова, которая ведет образцовую соцсеть книжного блогера. Вдумчивый читатель, который рассказывает о книгах определенного типа.
- Есть телеграм-канал «Книжный лис». Там есть все рубрики, о которых мы говорили ранее: отрывки, интервью, подборки, обзоры.
- А еще есть Женя Власенко — книжный активист. Книжные активисты — это люди, которым важно развитие книжного мира. Они делают все, чтобы популяризовать культуру чтения.
Как искать блогеров
По хэштегам. Заходите в соцсеть и пишите «книжный обзор». Если вас интересуют какие-то конкретные блогеры, то смотрите, кто какой сегмент обозревает. Если блогер рассказывает про янг эдалт (книги для молодых взрослых), а вы написали бизнес-роман, то этот блогер вам не нужен. Ищите по хэштегам того, кто обозревает бизнес-литературу или нон-фикшн.
Еще больше полезной информации о том, как издать свою книгу, — на курсе «Цех № 1».
Обложка: unsplash