Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Жду музу, а она все не приходит. Фрагмент вебинара Елены Резановой
15 апреля 2021 2 304 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Еленой Резановой, автор бестселлеров «Никогда-нибудь» и «Это норм!» — любит делиться своим опытом. Недавно у Лены прошел вебинар в рамках курса «Цех № 1». Там она рассказала, как писать, если не пишется, и где искать мотивацию, вдохновение и силы.

Выбрали фрагмент из вебинара Лены — с полезными советами и мыслями.

На первую книгу ушло два года, а на вторую — 6 месяцев


Курс для тех, кто мечтает издать книгу

Моя первая книга «Никогда-нибудь» вышла в 2018 году. А книга «Это норм!» — о поисках себя, кризисах карьеры и самоопределении — вышла в конце 2020 года. К моему огромному счастью, гордости и отчасти удивлению, обе книги довольно быстро стали бестселлерами. На создание рукописи (только текст) первой книги у меня ушло два года, а на рукопись второй — 6 месяцев. Как же так вышло, что моя писательская продуктивность так резко выросла?


Первая книга Елены Резановой «Никогда-нибудь»

Я не специалист по написанию книг или по упаковке контента в книге. Я здесь как ваш коллега-писатель. Всё, что у меня есть, — мой собственный опыт, приведший к определенным результатам. Им я и поделюсь.

Синдром самозванца всегда на посту

Муза приходит не всегда, но синдром самозванца всегда на посту. Всем, кто начинал писать свою книгу о чем-то, это чувство хорошо знакомо. В первый раз оно накрыло меня с огромной силой. И потом особо далеко не уходило.

Впервые я ощутила синдром самозванца, когда заглянула на Ozon и Аmazon и сделала поиск по ключевым словам «карьера», «поиски себя», «самореализация». У меня было ощущение, что на меня обрушилась какая-то гигантская полка с книгами. Когда я начала смотреть, сколько там всего было на эту тему уже написано, мне пришла в голову мысль:

«А миру вообще нужна еще одна книга на эту тему?». А потом: «Кто сказал, что ты напишешь лучше?», «Кто сказал, что ты добавишь какую-то ценность?»

У меня ушло очень много времени на то, чтобы разрешить себе начать писать книгу. В эти два года можно смело включать три месяца на внутренние разговоры самой с собой на тему: «А мы пишем или мы не пишем?», «Да, план появился, а все-таки, может, не стоит?»

Что меня успокоило? Я пришла к умозаключению, что, да, несомненно, книг на эту тему очень много, но, возможно, именно в моей сборке эта тема тоже даст кому-то пользу. Покажет интересный ракурс, которого еще не было. Потому что наш взгляд на мир и наша оптика уникальны.

«Я еще не все знаю об этом»

Ты хочешь написать книгу про биологию. Ты изучаешь биологию и думаешь, что ты уже профессионал. А потом видишь стеллаж, заставленный книгами по биологии, и понимаешь, что ты читал из них, в лучшем случае, одну полочку. В этот момент тебя просто накрывает ощущение, что сначала нужно доразобраться: всё это прочитать, изучить, понять, еще раз переосмыслить. И только после этого что-то написать.

Если вам знакомо это ощущение, я хочу сказать, что это норм. Это признак того, что вы профессионал. Понятно, что есть страх того, что в это кто-то ткнет. Страх того, что скажут: «А знаешь ли ты теорию такую-то?» — а ты её не знаешь. Потому что в мире написано огромное количество книг.


Вторая книга Елены «Это норм!»

На чем здесь можно базироваться?

На обратной связи. Она про то, что ты создаешь какую-то ценность. И если я знаю, что эти идеи и подходы в какой-то истории привели к изменениям, то это для меня та самая обратная связь от моей работы. Она дает мне право выступить и рассказать о своей идее.

Невозможно остановиться и сказать: «Теперь я все знаю». Мир развивается с невероятной скоростью.

Автору нельзя думать о результатах книги

Есть страх того, как книга будет встречена и будет понята аудиторией. Если ты начинаешь думать об оценках в процессе, это очень энергозатратно. Я поняла, что думать об этом не буду. Мне, кстати, вовремя попался такой факт: рейтинг Шекспира на Goodreads — 3,74 из 5 баллов.

Один из первых отзывов на мою книгу «Никогда-нибудь» звучал так: «Книга, о которой я пишу, сейчас догорает в сковородке за моей спиной». Человек написал, что книга настолько плоха, что её нельзя просто выбросить — её нужно обязательно сжечь. И я вам даже не смогу описать, как меня это снесло. Я рыдала. Я тогда еще не была закаленным писателем, который спокойно и с уважением принимает все отзывы, с уважением к аудитории.

Аудитория имеет право нас не понять. Аудитория имеет право делать свои выводы. И все, что может быть понято неправильно, будет понято неправильно.


Елена Резанова

До меня это уже потом дошло, но тогда я искренне рыдала и была обижена на весь мир в лице этого читателя: «Как же так? Я так старалась, а он взял, сжег книгу и написал, что она настолько плоха». Я думаю, что он имел на это право. Видимо, для себя он ответов не нашел, потому что она была написана не для него. Но на всякий случай я хочу вам сказать: готовьтесь к всему. Каждый человек имеет право на свое мнение.

Еще одна важная вещь: нельзя, когда пишешь, думать об оценках. Нельзя думать о том, станет ли эта книга бестселлером или будет пылиться на полках. Об этом могут думать руководители проектов, редакторы. Но автору думать нельзя. Потому что это стресс. Это как быть беременной и думать, что ты обязательно должен родить нобелевского лауреата. Ты вообще перестанешь чувствовать радость материнства. Как только я отловила этот момент, то он мне перестал мешать.

Процесс

Расскажу про то, как был выстроен процесс, чтобы не зависеть от вдохновения. Потому что написание книги — это не та вещь, которая строится на вдохновении. Это все равно что супружескую жизнь строить на тех же ощущениях, как на первом свидании, — скорее всего не прокатит.

Суть не в том, чтобы ждать вдохновение, а потом писать, а в том, чтобы выстроить процесс так, чтобы не писать было нельзя.

Вот этот образ — ты сидишь на закате с ноутбуком, смотришь в небо, и тебе приходит в голову гениальная идея — на самом деле может выглядеть совершенно не так. Да, всё более прозаично, но это не значит, что процесс доставляет меньше удовольствия.

Как найти время

Я не могла найти время на книгу. Я пыталась пристроить эти час или полтора в разные участки своего дня. Утром, вечером, в обед — ничего не получалось. Либо ты сядешь и не успеешь настроиться, либо ты сядешь и начинаешь на чем-нибудь зависать, либо тебе начинают мешать.

Ищите свое время

Потом я решила, что выделю неделю на то, чтобы проверить, как работает для меня разное время. Я брала промежутки времени и вот так осознанно, по расписанию, проверяла. И у меня сработало самое странное время.

Я просыпалась в пять утра — сначала по будильнику, потом без будильника — и начинала писать. Примерно до семи утра у меня уходило полтора часа чистого времени на работу — иногда чуть меньше, иногда чуть больше. В это время ты входишь на автомате. Ты приходишь, садишься, открываешь компьютер, на котором все мессенджеры выключены заранее. Есть только твоя голова, твой замысел, твой текст. Я открывала текст и иногда зависала над ним в полном отупении. Иногда продолжала писать с того момента, где остановилась. Но время, когда ты по любому сидишь и пишешь.


Источник

Рома, мой муж, мне говорил: «Слушай, сделай выходные. Нельзя же так каждый день». Но для меня уже не работали эти выходные. Иногда я брала неделю на то, чтобы отключиться от книги. Но я поняла, что схема «ты сегодня пишешь, а завтра не пишешь» уже не прокатит.

Состояние тоже важно

Таким опытным путем я пришла к своей рутине. И поняла, что, во-первых, вопрос с поиском времени снимается — это экономит кучу энергии. А, во-вторых, то состояние, в котором ты входишь в эту задачу, так же важно, как и время. Например, ты пришел туда после того, как вчера вечером поздно лег спать, чего-нибудь там пересмотрел, переел, стресс не закрыл…Если приходишь с разобранной головой, то ты не в том состоянии, чтобы писать. А если ты в порядке, то просто садишься и пишешь.

Есть разные практики, которые помогают управлять интеллектуальным процессом. Например, практика «Выйти из задачи».

Вот ты сидишь думаешь, зависаешь и можешь еще заставлять себя думать об этом полчаса. А можешь встать со стула, отойти от рабочего места, пройтись по комнате, посмотреть в окно или сделать себе чашку чая. В это время мозг получает передышку от осознанного думания и включает дефолт-режим — когда мы не работаем над задачей, а голова над ней работает. Потом мы моемся в душе и бам! — прилетает какой-нибудь инсайт.

Я начала управлять этим осознанно. С первой книгой у меня это не очень получилось, потому что я еще не до конца прочувствовала весь кайф от этого процесса. А во второй книге я делала эти выходы из задач и возвращалась в них. Чаще всего это время проводила с собаками: почесать собак, поиграться с ним, погладить их, покормить их. Через пять минут возвращаешься и бам! — тебе в голову приходит мысль, которую ты искал.

Как находить идеи

Я стала осознанно планировать паузы. Например, в воскресенье утром я с пяти до семи часов утра пишу, а после этого собираюсь и иду на пробежку или длинную прогулку. Или делаю что-то такое, что вообще не связано с интеллектуальным трудом. Есть исследования, которые говорят о том, как прогулка выигрышна для творческого мышления. Пробежка тоже.

Я все время брала с собой блокнот и ручку, а потом стала записывать мысли на диктофон. То есть ты бежишь, бежишь и начинаешь как будто бы что-то обнаруживать. Очень мощно.

«Прикурите»

Если в голове совсем нет мыслей, то можно «прикуривать» — как машину на морозе. И «прикуривалось» мне лучше всего от:

  • моих собственных текстов, которые были хорошо написаны,
  • текстов других людей, которые вдохновляют. Открываешь какую-то любимую книгу и просто читаешь.

Через некоторое время ты чувствуешь, что можешь отпустить это, — искра пошла, — и возвращаешься к своей книге. Этот разгон, способ «прикурить», получить вдохновение — то, что работает для меня, когда я ищу вход в поток.


Источник

Первые месяцы каждый автор ищет свой способ войти в этот процесс написания книги. Важно найти свой, а после этого всё пройдет нормально. Если у вас опускаются руки, то просто что-то до конца не выстроено. Всё очень индивидуально: то, что срабатывает для меня, может не сработать для вас. Для кого-то пять утра — это вообще самое непродуктивное время. У моего мужа, например, самое продуктивное время — с двенадцати ночи.

Делайте разные задачи

Есть разные типы задач внутри писательства. Например, искать ссылки, составлять план, искать референсы, записывать странички в таком-то издании. Или редактировать текст — тут тоже какая-то особенная часть мозга подключается. Можно регулировать не только время, не только качество своего присутствия, но и содержание. И у меня бывали дни, когда мне было настолько сложно, настолько я была перегружена всем остальным, что я могла делать совершенно тупую исполнительскую работу внутри своей книги: сидеть и ссылочки собирать. И это тоже нормально: все равно надо было когда-то делать эту работу.

По материалам уроков курса «Цех № 1»

Обложка: unsplash

Похожие статьи