Формально книга японской художницы и преподавателя Юко Нагаяма «Воздушные акварели» — это руководство по созданию легких и воздушных акварельных картин. Но Юко уделяет в ней внимание не только технике и тонкостям работы — а еще и глубинным вещам, которые лежат в основе любого творческого процесса. Где искать сюжеты, почему так важно наблюдение, как направлять похвалу в правильное русло — эти советы пригодятся не только художникам, но и любым творческим людям.
«Возьмите яблоко в руки»
Чтобы нарисовать предметы такими, как они представляются в реальности, нужно научиться определенным образом смотреть на них, — считает Юко Нагаяма. И начать она предлагает с того, чтобы просто повертеть объекты в руках, ощущая их вес и различая все нюансы формы.
Воздушные акварели
Возьмем обычное яблоко. С первого взгляда оно кажется круглым. Даже если мы добавим цвета и тени, фрукт все равно будет выглядеть нереалистично.
Секрет в том, что на самом деле в основе яблока — пятигранник. Это легко почувствовать, если перевернуть фрукт ощупать его нижнюю часть — в ней выделяются пять выпуклостей.
Если мы перенесем их на эскиз, то уже увидим разницу с первоначальным вариантом.
Для следующего эксперимента возьмите фрукт за черенок. Подержите его так 10 минут. Тяжело? Яблоко месяцами висит на дереве, держась только за черенок, пока не поспеет. Это своего рода пуповина, и ее нельзя рисовать небрежно.
Наконец, обратите внимание на цвет. Красные яблоки на самом деле не просто красные. Если вы посмотрите внимательнее,то увидите, что на кожуре этот цвет смешивается с желто-зеленым. В частности, углубление у черенка и чашечка, куда не попадают лучи солнца, сохраняют оттенок незрелого плода.
Ищите сюжеты вокруг
Акварель как никакой другой вид живописи позволяет зафиксировать красоту момента, превращать ощущения в искусство. Все сюжеты — вокруг нас, достаточно лишь быть внимательным к ним. Фрукты, переливающиеся на солнце, букет полевых цветов, небрежно брошенный в вазу, бутылка вина на столе после ужина — только вам решать, что считать интересным и красивым.
«Я кинула в сумку выращенные у моих родителей в деревне космеи, и даже они выглядят так, будто сорваны во Франции», — описывает этот свой натюрморт Юко Нагаяма.
Небольшой секрет: перенесите любой предмет к источнику света — и он мгновенно заиграет новыми красками.
Развивайте сильные стороны
Многие из нас не умеют принимать похвалу. Даже если кто-то говорит, что мы сделали что-то хорошо, мы зачастую не слышим это и стремимся и дальше искать недостатки в своих работах. Юко Нагаяма советует: принимайте комплименты и не забывайте о своих достоинствах, а развивайте их.
«Когда вас хвалят за правильное использование цвета, подумайте, значит ли это, что цвета чистые и в них нет грязи, или то, что синий цвет фона особенно хорош. Если верно второе, то нарисуйте еще несколько картин с таким же фоном — пусть это станет вашей визитной карточкой. Если вам сказали, что вы красиво изобразили стакан, возьмите три стакана и нарисуйте их. Это шанс развить ваши сильные стороны».
Ощущайте уверенность
Нет смысла предаваться самоуничижению лишь потому, что вы отличаетесь от остальных и не можете сделать что-то, как другие. Подумайте об этом в другом ключе: «Если мои картины не похожи ни на что — это нормально. Я буду рисовать в своем стиле».
Посуда и вазы ручной работы — популярный сюжет. Ничего страшного, если вы изобразите рисунок на них не совсем точно. Просто копировать — задача художника-керамиста, ваша цель — передать впечатление.
В мире искусства ценится прежде всего оригинальность, а не умение рисовать так же, как ваш сосед или напарник.
По материалам книги «Воздушные акварели»