Почему мемы так популярны и откуда они вообще взялись? Отправимся в неожиданно глубокое прошлое. По сути мем — не изобретение интернета, а форма, к которой культура возвращается снова и снова. Мем показывает ситуацию в сжатом и часто нарочито глупом виде, предлагая коллективно ее узнать и рассмеяться. А зачем?
Чем проще, тем лучше
Народный мем почти никогда не бывает сложным, и это не случайность. Сложный юмор требует объяснения, контекста и подготовки, а значит сразу делит людей на тех, кто понял, и тех, кто нет. Такой смех выстраивает иерархию, при том что народный смех должен работать наоборот.

Всего в проекте — 11 лекториев: можно выбрать все, а можно — что-то одно. Посмотреть→
Двигаясь назад во времени, можно увидеть, что та же схема работала в карнавальной культуре, описанной, в частности, культурологом Михаилом Бахтиным. Карнавал был пространством свободы, где временно разрешалось смеяться над тем, что в обычной жизни считалось неприкосновенным. Например, над властью.
В нем не могло быть «понял — не понял», ведь смеялись не для того, чтобы продемонстрировать ум или превосходство, а чтобы на время оказаться в одном пространстве без иерархий, ролей и дистанций.
Шуты и праздник переворачивания
Эта карнавальная логика проявлялась в конкретных праздниках переворачивания. Сатурналии в Древнем Риме, когда рабы и господа менялись ролями, Пир дураков в средневековой Европе, когда высмеивалась церковная иерархия, или ярмарочные дни, когда можно было говорить то, что недопустимо в любое другое время.

Это лишь часть того, что вы узнаете на годовом лектории
Внутри этого перевернутого мира всегда появлялась фигура, которой разрешалось больше, чем остальным. Это шут. Его задача была говорить вслух то, о чем все и так знали или догадывались, но предпочитали молчать. Он делал это через смешное, странное, нелепое, поэтому его слова не звучали как прямая угроза.
Тот же принцип работает и в фольклорном образе Ивана-дурака. Он не строит планов и не старается выглядеть умным. Действуя так, как чувствует, он постоянно выходит за рамки привычных схем. Поэтому ему удается то, что не получается у «умных» персонажей.
Смех предков
Карнавал, шуты и мемы восходят к обрядовому площадному смеху. В традиционной культуре смех был частью ритуалов обновления, связанных с переходами, сменой сезонов и восстановлением жизненной энергии. Это был смех, которому позволено все. Поэтому мемы, какими бы современными и цифровыми они ни казались, оказываются прямыми наследниками древней традиции.
Если вам откликнулась мысль о мемах как наследниках карнавального смеха, то предлагаем посмотреть на это уже без метафор и допущений. В годовом лектории «Колесо года и круг жизни» мартовские лекции посвящены народной смеховой культуре, периоду запретов и «веселых времечек» — тем редким «отрезкам» календаря, когда нарушать правила не просто можно, а необходимо.

Но смех — лишь одна из дорог нашего большого путешествия. Лекторий устроен как движение по народному календарю, где каждый месяц раскрывает свой культурный слой. Через весенние и летние праздники с их телесностью, эротикой и играми — к осенним темам зрелости, норм и отклонений, и дальше — к зимним разговорам о смерти, предках, страхах и обновлении.
По пути увидим, откуда происходят привычные нам вещи: о семье и возрасте, еде и праздниках, запретах и дозволенности. Начните вращать это колесо года — и станет видно, что из древней логики выросло намного больше, чем мы привыкли замечать.