Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
Писать о жизни, а не о драконах. Интервью с автором романа «Дитя леса» Марией Аксёновой
12 сентября

Елена Исупова
Елена Исупова

Маша никогда не видела своих родителей. Она живет с бабой и дедом в маленьком дальневосточном селе. Для бабушки внучка — тяжелая ноша, дед-охотник и вовсе редкий гость в их доме. А вокруг села — прекрасный и бескрайний амурский лес, полный иной, таинственной жизни. Там нет горькой несправедливости и безразличия взрослых, важны лишь ловкость и храбрость героя, который остался один на один с пугающей природой.

Роман «Дитя леса» — мощная социальная драма о жизни одной семьи на Дальнем Востоке. Книга входит в серию издательства «Читаем Россию», авторы которой пишут о разных уголках нашей страны.



Дитя леса

Бумажная книга Электронная книга

В интервью с писательницей Марией Аксёновой говорим о книге, творческом пути и работе с издательством.

— Мария, что вдохновило вас написать «Дитя леса»?

— Однажды ночью я проснулась с идеей, которая не покидала меня долгое время — вспомнился один из моих рассказов о доме прадедушки: ощущения той поры, моменты, детали, запахи, звуки — все было настолько ярким, что не давало покоя. Я зацепилась за эти воспоминания. Какой-то ночью села, перечитала тот текст, и просто начала писать дальше, будто в голове у меня уже была готовая история.

Я не сидела над началами глав, не подбирала следующую нить сюжета — книжка писалась так, как ей самой хотелось. Но мне было интересно вспоминать ту часть детства, которая стала в романе фантазией и выделена другим шрифтом. Мне казалось, что наша с братом игра в индейцев не должна погибнуть, став только воспоминаниями — я могу рассказать о ней, сделав ее важной деталью романа.

Последние главы дописывала в больнице. У меня была плановая операция, которая прошла не очень хорошо, но через несколько часов я включила ноутбук и продолжила работать: мне показалось, что я могу прочувствовать все душевные терзания своей героини, одиночество и боль, которой нельзя поделиться. В общем, конвертировала свое физическое состояние в эмоциональное состояние главной героини и атмосферу романа.

Замечу, что мне радостно от того, что я описала природу и села родных краев. Обязательно еще скажу об Амурской области и о Дальнем Востоке. Это стало моей маленькой целью — хоть немного, но оставить в истории факты и описания Амурской земли.

— Расскажите о книге: о чем она для вас? Кто любимый герой и почему?

— Для меня эта история о несправедливости; детских травмах, которые несут в себе целые поколения, считая, что их опыт — норма; о жестокости общества, которое наказывает слабых за их «пороки» (которые на деле пороками не являются). Еще, совсем немного, эта история о том, как «раненые дети» пытаются выжить, и дело здесь не только в силе духа, но и, наверное, в характере.

Не могу выделить одного героя, потому что все они, как мне кажется, получились максимально живыми. Ковбоя я люблю за его «кривые шутки» и вычурные наряды; бабу за теплоту, которая ото всех спрятана, не видна, но она есть, если прочувствовать все ее жизненные тяготы, обязательно увидишь; мне нравится Ляпатя — наверное, потому что я люблю убогих и несчастных и, когда такие персонажи есть в книжках, всегда плачу, а после таких вот слез становится легче; мне нравится Гайашконс, да и вообще вся история, связанная с племенем, — они все идеальные, сильные духом, романтизированные.

Роман «Дитя леса»

— Каким читателям, на ваш взгляд, будет интересна ваша книга?

— В романе затронуты острые темы взаимоотношений, они всегда будут злободневны. Книга обнажает нередко встречающуюся взрослую нечуткость: мол, твои детские проблемы и яйца выеденного не стоят! Поэтому миллениалам и более старшему поколению точно надо читать. Даже если в вашем детстве не было ничего травмирующего, этот текст заставит вспомнить о многом, и не только трагичном, но и радостном — детском.

Смело читайте, если ваше детство прошло в деревне или в селе. Ведь невозможно забыть эту пору. Она особенная, в ней даже традиции какие-то свои. А воспоминания настолько теплые и уютные, что любого и убаюкают, и обрадуют.

— Расскажите о себе: вы из тех, кто мечтал стать писателем с самого детства?

— С детства я не мечтала стать писателем! Я мечтала быть поэтом. Мне казалось, что поэзия — это удивительный процесс, схожий с волшебным действом. Когда я писала стихи, я думала, что управляю невообразимо сложными неосязаемыми механизмами.

Но все же верила, что однажды напишу какую-нибудь сказочную книгу про магию или драконов, может быть, про путешествия сквозь время — подобное тому, что любила читать. Потом я прочла книжку о расовых притеснениях, основанную на реальных событиях. Она была мерзкой, но честной. Эта история меня ранила, и я поняла, что все мои сказки останутся только в стихах. По крайней мере, до поры. А писать я должна о реальной жизни.

— Как сформировались ваши писательские навыки?

— Я с детства состояла в разных писательских сообществах, союзах. В основном поэтических. Встречи, на которых ты читаешь и обсуждаешь написанное — всегда положительный опыт. Сейчас я член Российского союза писателей и поэтому часто участвую в жюри разных писательских конкурсов — читаешь/слушаешь чужие тексты и понимаешь, как надо/не стоит писать, и что нового хорошего можно отметить для себя.

— Расскажите о своем писательском методе.

— У меня есть парочка секретов для настроя. Один из них — «я пишу как читаю». Когда мы читаем книгу, мы можем прочесть ее в своем ритме: кто-то за три дня, кто-то за три недели, кто-то за три месяца. В целом, это все равно быстрее, чем она была написана. Когда я сажусь писать, я говорю себе, что я знаю историю, о которой собираюсь написать, я это все сама придумала, я этим руковожу, и я могу записать это настолько быстро, как если бы текст уже был у меня перед глазами и я бы просто сейчас читала его готовый. Это помогает мне сконцентрироваться и не сидеть подолгу на одном моменте, не запинаться, и не зависать. Наверное, если бы я могла работать днем, то написала бы уже десятки романов.

Ну и у меня есть расписание: в какие-то дни недели я пишу стихи, пара дней на рассказы, несколько дней на роман. Специально чередую разные истории, прозу и поэзию, чтобы не выгорать.

«Дитя леса», кстати, я писала последовательно: главу за главой. А вот новый роман пишу то ровно, то «пазлами» — потому что боюсь, что яркие, неожиданно пришедшие сцены, исчезнут и забудутся, пока я доберусь до них.

— Расскажите, как вы попали в издательство?

— Мой роман на стадии рукописи победил в конкурсе литературных резиденций от МИФа и АСПИР.

Я не писала текст с целью где-то участвовать. О конкурсе узнала случайно, в последние пару дней. До конца не понимала, стоит ли отправлять рукопись, может ли она подойти. Но в какой-то момент все же решилась. Когда мне пришло письмо о победе, я не могла ничего сказать, минут 15 повторяла одно и то же, что я в шоке и такого не бывает.

Потом была поездка в резиденцию, встречи с читателями и плотная работа с редактором. Когда рукопись была отредактирована, я отправила ее на рассмотрение и продолжала переживать о ее судьбе. Но все сложилось удачно, теперь моя книга сбылась.


Иллюстрации для книги «Дитя леса» сделала художница Наталья Матушкина

— Какой этап работы над книгой был самым приятным/неприятным, легким/сложным?

— Мне нравилось описывать мир фантазий, в котором моя героиня спасается от жестокой реальности. Я изучала историю индейцев, искала словари, значения их имен — подбирать имена, кстати, невероятно интересное занятие, а тут еще и со смыслом. Я будто раздавала имена собственным детям. Ну и все их приключения и войны — переживала, что размахнусь и напишу лишнего, важно было все-таки соблюдать границы, ведь это мир ребенка и должен быть какой-то баланс. Так, в конце едва промелькнула сцена, когда девочка уже подросток и есть намек на отношения — тут мне хотелось бы написать о первой любви, но для истории это было бы лишним и неуместным, поэтому я только показала, что все зарождается, что это случится в реальной жизни.

Еще один момент был странным и интересным для меня. Я намеренно зеркалила происходящее в реальности на события в выдуманном мире. Беды, которые происходили в жизни, там легко побеждались. Но события в мире индейцев должны были совпадать с их настоящей историей, хотя бы отголоском. И они совпадали, по-своему, но они подходили, точно отражение судьбы моей героини.

— Расскажите про места из книги: где мы побываем?

— В книге можно увидеть маленькие села, выживающие усилиями и верой их жителей. В основном я говорила про село Томское, поселок Серышево и село Красная Поляна.

Томское стало главным пространством повествования. Серышево — место, с которым у главной героини связаны важные воспоминания, возможно оно — как начало начал, но в тот же миг и завершение, потому что вернуться к нему нельзя по разным причинам. Красная Поляна — крошечные обрывки воспоминаний других героев, и они тоже связаны с потерями.

Замечу, что история этих мест мало где упоминается, информация даже в интернете скудная. Сам район изначально назывался Белоноговским и выделился как самостоятельная структурная единица в 1935 году. Позже его переименовали в Серышевский — в честь революционера и полководца Гражданской войны.

Мой прадедушка, Ищук Иван Демьянович, переселился со своей семьей в Амурскую область в тридцатых годах. Это было чуть раньше 35 года, когда начался официальный отсчет времени образования района, но на его территории уже велось бурное заселение. Уже были открыты больница, начальная школа, почта и сберкасса. Появились первые колхозы: «Парижская коммуна» и «Серп и молот». Была создана первая на Дальнем Востоке машинно-тракторная станция.

Потом случилась война, которую мой прадед прошел до конца, и в которой потерял родных братьев — Ефима и Николая. А когда вернулся, то достроил тот самый дом, который теперь живет в моем романе. Прадедушка трудился вместе с сельчанами на благо поселка и района и край богател и развивался. Каждый человек был важен и каждый оставил свой след в истории. Место и люди маленькие, а поступки весомые.

— Интересно, знают ли про книгу жители Амурской области?

— На своем канале я придумала рубрику #карточки_земли_амурской. И мои читатели, те, которые живут на Дальнем Востоке, присылали мне фотографии Амурской области, газетные вырезки или видеоролики о Серышевском районе. Это все очень подбадривало, показывало, что есть люди, которые ждут историю.

— Поделитесь необычным фактом о себе?

— Я — мама пятерых ребяток: троих мальчишек и двоих девчушек. Они еще все маленькие, поэтому весь день посвящен им, а пишу я ночью. Пока так, потому что помощников мы не имеем. Мы с мужем мечтали о большой семье, в которой много детей. Мы из тех людей, которые дорожат семейными традициями, ценят уютные домашние разговоры, превозносят на первое место скромные радости и моменты, из которых состоит наша жизнь.

Еще я играю на 4 музыкальных инструментах (фортепиано, саксофон, гитара, аккордеон). Страдаю прозопагнозией — не «вижу» и не запоминаю лица людей, для меня каждый человек будто в белой маске. Лет с 6-7 пишу стихи.

— Дайте совет молодым писателям: как написать книгу? Как научиться писать?

— Стремитесь не просто написать книгу, а работайте над качеством своего текста. Читайте книги по редактуре и писательскому мастерству, слушайте вебинары, участвуйте в марафонах и конкурсах, учитесь на курсах по литературному мастерству. Обязательно читайте книги победителей разных литературных премий, чтобы понять: как это написано, что можно взять для себя, что необычного тексте.

Не пишите в стол: это все равно что дереву расти в цветочном горшке — вы никогда не пустите крепкие корни и не порадуете по-настоящему сочными плодами ни себя, ни мир. Ищите пути для своего развития. Ищите друзей по перу — вступайте в сообщества, в писательские чаты, где можно черпать информацию о литературных движениях и жизни авторов.

Нет одного решения и ответа на вопрос «Как автору быть замеченным?», но если жить своим делом, то вы найдете ваш путь.

Заказать роман Марии «Дитя леса»:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Проза
Похожие статьи