Маша никогда не видела своих родителей. Она живет с бабой и дедом в маленьком дальневосточном селе. Для бабушки внучка — тяжелая ноша, дед-охотник и вовсе редкий гость в их доме. А вокруг села — прекрасный и бескрайний амурский лес, полный иной, таинственной жизни. Там нет горькой несправедливости и безразличия взрослых, важны лишь ловкость и храбрость героя, который остался один на один с пугающей природой.
Бумажная книга Электронная книга
В интервью с писательницей Марией Аксёновой говорим о книге, творческом пути и работе с издательством.
— Мария, что вдохновило вас написать «Дитя леса»?
— Однажды ночью я проснулась с идеей, которая не покидала меня долгое время — вспомнился один из моих рассказов о доме прадедушки: ощущения той поры, моменты, детали, запахи, звуки — все было настолько ярким, что не давало покоя. Я зацепилась за эти воспоминания. Какой-то ночью села, перечитала тот текст, и просто начала писать дальше, будто в голове у меня уже была готовая история.
Я не сидела над началами глав, не подбирала следующую нить сюжета — книжка писалась так, как ей самой хотелось. Но мне было интересно вспоминать ту часть детства, которая стала в романе фантазией и выделена другим шрифтом. Мне казалось, что наша с братом игра в индейцев не должна погибнуть, став только воспоминаниями — я могу рассказать о ней, сделав ее важной деталью романа.
Последние главы дописывала в больнице. У меня была плановая операция, которая прошла не очень хорошо, но через несколько часов я включила ноутбук и продолжила работать: мне показалось, что я могу прочувствовать все душевные терзания своей героини, одиночество и боль, которой нельзя поделиться. В общем, конвертировала свое физическое состояние в эмоциональное состояние главной героини и атмосферу романа.
Замечу, что мне радостно от того, что я описала природу и села родных краев. Обязательно еще скажу об Амурской области и о Дальнем Востоке. Это стало моей маленькой целью — хоть немного, но оставить в истории факты и описания Амурской земли.
— Расскажите о книге: о чем она для вас? Кто любимый герой и почему?
— Для меня эта история о несправедливости; детских травмах, которые несут в себе целые поколения, считая, что их опыт — норма; о жестокости общества, которое наказывает слабых за их «пороки» (которые на деле пороками не являются). Еще, совсем немного, эта история о том, как «раненые дети» пытаются выжить, и дело здесь не только в силе духа, но и, наверное, в характере.
Не могу выделить одного героя, потому что все они, как мне кажется, получились максимально живыми. Ковбоя я люблю за его «кривые шутки» и вычурные наряды; бабу за теплоту, которая ото всех спрятана, не видна, но она есть, если прочувствовать все ее жизненные тяготы, обязательно увидишь; мне нравится Ляпатя — наверное, потому что я люблю убогих и несчастных и, когда такие персонажи есть в книжках, всегда плачу, а после таких вот слез становится легче; мне нравится Гайашконс, да и вообще вся история, связанная с племенем, — они все идеальные, сильные духом, романтизированные.

Роман «Дитя леса»
— Каким читателям, на ваш взгляд, будет интересна ваша книга?
— В романе затронуты острые темы взаимоотношений, они всегда будут злободневны. Книга обнажает нередко встречающуюся взрослую нечуткость: мол, твои детские проблемы и яйца выеденного не стоят! Поэтому миллениалам и более старшему поколению точно надо читать. Даже если в вашем детстве не было ничего травмирующего, этот текст заставит вспомнить о многом, и не только трагичном, но и радостном — детском.
Смело читайте, если ваше детство прошло в деревне или в селе. Ведь невозможно забыть эту пору. Она особенная, в ней даже традиции какие-то свои. А воспоминания настолько теплые и уютные, что любого и убаюкают, и обрадуют.
— Расскажите о себе: вы из тех, кто мечтал стать писателем с самого детства?
— С детства я не мечтала стать писателем! Я мечтала быть поэтом. Мне казалось, что поэзия — это удивительный процесс, схожий с волшебным действом. Когда я писала стихи, я думала, что управляю невообразимо сложными неосязаемыми механизмами.
Но все же верила, что однажды напишу какую-нибудь сказочную книгу про магию или драконов, может быть, про путешествия сквозь время — подобное тому, что любила читать. Потом я прочла книжку о расовых притеснениях, основанную на реальных событиях. Она была мерзкой, но честной. Эта история меня ранила, и я поняла, что все мои сказки останутся только в стихах. По крайней мере, до поры. А писать я должна о реальной жизни.
— Как сформировались ваши писательские навыки?
— Я с детства состояла в разных писательских сообществах, союзах. В основном поэтических. Встречи, на которых ты читаешь и обсуждаешь написанное — всегда положительный опыт. Сейчас я член Российского союза писателей и поэтому часто участвую в жюри разных писательских конкурсов — читаешь/слушаешь чужие тексты и понимаешь, как надо/не стоит писать, и что нового хорошего можно отметить для себя.
— Расскажите о своем писательском методе.
— У меня есть парочка секретов для настроя. Один из них — «я пишу как читаю». Когда мы читаем книгу, мы можем прочесть ее в своем ритме: кто-то за три дня, кто-то за три недели, кто-то за три месяца. В целом, это все равно быстрее, чем она была написана. Когда я сажусь писать, я говорю себе, что я знаю историю, о которой собираюсь написать, я это все сама придумала, я этим руковожу, и я могу записать это настолько быстро, как если бы текст уже был у меня перед глазами и я бы просто сейчас читала его готовый. Это помогает мне сконцентрироваться и не сидеть подолгу на одном моменте, не запинаться, и не зависать. Наверное, если бы я могла работать днем, то написала бы уже десятки романов.
Ну и у меня есть расписание: в какие-то дни недели я пишу стихи, пара дней на рассказы, несколько дней на роман. Специально чередую разные истории, прозу и поэзию, чтобы не выгорать.
«Дитя леса», кстати, я писала последовательно: главу за главой. А вот новый роман пишу то ровно, то «пазлами» — потому что боюсь, что яркие, неожиданно пришедшие сцены, исчезнут и забудутся, пока я доберусь до них.
— Расскажите, как вы попали в издательство?
— Мой роман на стадии рукописи победил в конкурсе литературных резиденций от МИФа и АСПИР.
Я не писала текст с целью где-то участвовать. О конкурсе узнала случайно, в последние пару дней. До конца не понимала, стоит ли отправлять рукопись, может ли она подойти. Но в какой-то момент все же решилась. Когда мне пришло письмо о победе, я не могла ничего сказать, минут 15 повторяла одно и то же, что я в шоке и такого не бывает.
Потом была поездка в резиденцию, встречи с читателями и плотная работа с редактором. Когда рукопись была отредактирована, я отправила ее на рассмотрение и продолжала переживать о ее судьбе. Но все сложилось удачно, теперь моя книга сбылась.

Иллюстрации для книги «Дитя леса» сделала художница Наталья Матушкина
— Какой этап работы над книгой был самым приятным/неприятным, легким/сложным?
— Мне нравилось описывать мир фантазий, в котором моя героиня спасается от жестокой реальности. Я изучала историю индейцев, искала словари, значения их имен — подбирать имена, кстати, невероятно интересное занятие, а тут еще и со смыслом. Я будто раздавала имена собственным детям. Ну и все их приключения и войны — переживала, что размахнусь и напишу лишнего, важно было все-таки соблюдать границы, ведь это мир ребенка и должен быть какой-то баланс. Так, в конце едва промелькнула сцена, когда девочка уже подросток и есть намек на отношения — тут мне хотелось бы написать о первой любви, но для истории это было бы лишним и неуместным, поэтому я только показала, что все зарождается, что это случится в реальной жизни.
Еще один момент был странным и интересным для меня. Я намеренно зеркалила происходящее в реальности на события в выдуманном мире. Беды, которые происходили в жизни, там легко побеждались. Но события в мире индейцев должны были совпадать с их настоящей историей, хотя бы отголоском. И они совпадали, по-своему, но они подходили, точно отражение судьбы моей героини.
— Расскажите про места из книги: где мы побываем?
— В книге можно увидеть маленькие села, выживающие усилиями и верой их жителей. В основном я говорила про село Томское, поселок Серышево и село Красная Поляна.
Томское стало главным пространством повествования. Серышево — место, с которым у главной героини связаны важные воспоминания, возможно оно — как начало начал, но в тот же миг и завершение, потому что вернуться к нему нельзя по разным причинам. Красная Поляна — крошечные обрывки воспоминаний других героев, и они тоже связаны с потерями.
Замечу, что история этих мест мало где упоминается, информация даже в интернете скудная. Сам район изначально назывался Белоноговским и выделился как самостоятельная структурная единица в 1935 году. Позже его переименовали в Серышевский — в честь революционера и полководца Гражданской войны.
Мой прадедушка, Ищук Иван Демьянович, переселился со своей семьей в Амурскую область в тридцатых годах. Это было чуть раньше 35 года, когда начался официальный отсчет времени образования района, но на его территории уже велось бурное заселение. Уже были открыты больница, начальная школа, почта и сберкасса. Появились первые колхозы: «Парижская коммуна» и «Серп и молот». Была создана первая на Дальнем Востоке машинно-тракторная станция.
Потом случилась война, которую мой прадед прошел до конца, и в которой потерял родных братьев — Ефима и Николая. А когда вернулся, то достроил тот самый дом, который теперь живет в моем романе. Прадедушка трудился вместе с сельчанами на благо поселка и района и край богател и развивался. Каждый человек был важен и каждый оставил свой след в истории. Место и люди маленькие, а поступки весомые.
— Интересно, знают ли про книгу жители Амурской области?
— На своем канале я придумала рубрику #карточки_земли_амурской. И мои читатели, те, которые живут на Дальнем Востоке, присылали мне фотографии Амурской области, газетные вырезки или видеоролики о Серышевском районе. Это все очень подбадривало, показывало, что есть люди, которые ждут историю.
— Поделитесь необычным фактом о себе?
— Я — мама пятерых ребяток: троих мальчишек и двоих девчушек. Они еще все маленькие, поэтому весь день посвящен им, а пишу я ночью. Пока так, потому что помощников мы не имеем. Мы с мужем мечтали о большой семье, в которой много детей. Мы из тех людей, которые дорожат семейными традициями, ценят уютные домашние разговоры, превозносят на первое место скромные радости и моменты, из которых состоит наша жизнь.
Еще я играю на 4 музыкальных инструментах (фортепиано, саксофон, гитара, аккордеон). Страдаю прозопагнозией — не «вижу» и не запоминаю лица людей, для меня каждый человек будто в белой маске. Лет с 6-7 пишу стихи.
— Дайте совет молодым писателям: как написать книгу? Как научиться писать?
— Стремитесь не просто написать книгу, а работайте над качеством своего текста. Читайте книги по редактуре и писательскому мастерству, слушайте вебинары, участвуйте в марафонах и конкурсах, учитесь на курсах по литературному мастерству. Обязательно читайте книги победителей разных литературных премий, чтобы понять: как это написано, что можно взять для себя, что необычного тексте.
Не пишите в стол: это все равно что дереву расти в цветочном горшке — вы никогда не пустите крепкие корни и не порадуете по-настоящему сочными плодами ни себя, ни мир. Ищите пути для своего развития. Ищите друзей по перу — вступайте в сообщества, в писательские чаты, где можно черпать информацию о литературных движениях и жизни авторов.
Нет одного решения и ответа на вопрос «Как автору быть замеченным?», но если жить своим делом, то вы найдете ваш путь.
Заказать роман Марии «Дитя леса»:
