Издали книгу «Метафоры для познания и изменения себя и других» — о мощном инструменте в психотерапии и коучинге, помогающем глубже понять себя и окружающих. Психолог и бизнес-тренер Леонид Кроль на примере конкретных кейсов показывает, как создавать цепочки образов, выявляющие скрытые эмоции и упрощающие сложные диалоги.
Метафоры для познания и изменения себя и других
Бумажная книга Электронная книга
Техника десяти глаз
Есть полезное упражнение, которое дает возможность меньше беспокоиться о том, что о нас думают. Техника десяти глаз заключается в том, что мы выбираем пять людей и пытаемся посмотреть на себя их глазами. Это могут быть реальные люди, а могут быть исторические, литературные или воображаемые персонажи. Важно попытаться вжиться в роль и увидеть в себе со стороны то, что не видят другие, снять привычную оптику как меня видят и кем считают обычно — и посмотреть иначе.
Другой человек или персонаж становится как бы моей собственной метафорой — я вижу себя через него, а свои свойства — преломляющимися в нем самом и его видении.
1. Выбираем персонажа
Ника: Это мой дядя. Он был похож на кота. Толстый, усатый, прикольный, интересно одетый. В подтяжках. Всегда необычно шутил и вечно подкалывал нас, детей.
Арон: Пушкин Александр Сергеевич. Мне кажется, я его хорошо чувствую. Интересно, каким бы он меня увидел.
Дима: Женщина-тренер из детского шахматного кружка, куда я ходил четыре года. Высокая, худая, очень странная и очень добрая.
2. Играем его изнутри
Как дядя ходил? Как отдувался?
Как Пушкин садился, закидывая ногу на ногу, — наверное, легко, стремительно, а может быть, плавно и не спеша?
Как тренер подходила к столу и бралась пальцами за его край? А как поправляла очки?
Попробуйте изобразить пластику, мимику, позу, жесты, походку выбранного персонажа, сказать его голосом несколько слов в его манере. Наша цель — максимально вжиться в него, перевоплотиться.
3. Смотрим на себя его глазами
Ника (дядя): Какое пестрое платье, прямо в глазах рябит. Хорошая девчонка выросла, смешная. Не то что эти унылые рожи в правлении.
Арон (Пушкин): Вау, какой экзотический вьюноша! Интересно, его тоже обезьяной в школе дразнили?
Дима (женщина-тренер): Муравьев всегда первым приходит. Приятно видеть, когда в глазах есть интерес.
4. Говорим от его лица о себе с кем-то третьим
Ника (дядя): А это моя племянница, которая всегда спасает меня от молчания. Если бы не она, я бы молчал и ел втрое больше и, конечно, давно бы уже лопнул.
Арон (Пушкин): Этот? С ним можно только дружить или уж сразу его убить. Не знаю, что лучше, но выбора у меня уже нет. Ха-ха! (хлопает меня по плечу).
Дима (тренер): Я бы давно эти журналы домой унесла, если бы не Муравьев. Мы с Муравьевым фанаты шахматных задачек, да, Дима?
5. Говорим от лица персонажа, что он о нас думает
Ника (дядя): Не знаю, я к ней не особо приглядывался, но мне кажется, что она — природа, весна, радость и счастье.
Арон (Пушкин): Ему эта комната маловата. Ему на волю надо — там он будет в самый раз.
Дима (тренер): Я его очень тепло вспоминаю. А вы думаете, у меня любимчики только те, кто в гроссмейстеры вышел?
Что почитать:
Вывод
Вещественной метафорой может стать все что угодно. У автора во время практики клиенты проецировали себя на камешки, желуди, деревья, пеньки разной формы. Полезной и забавной игрой может быть метафоризация себя через вопросы вроде если я ресторан, то какой?, кто я из муми-троллей? Недаром подобными играми и тестами любят забавляться подростки. Можно сказать, что метаметафора работает как геймификация психологии без неоправданного упрощения и банализации, неизбежной при рассуждении в популярных терминах.
Проецирование себя, например, на образную систему «Гарри Поттера» или любимого сериала ведет к тому, что мы направляем внимание во внутренний план, и нам становится интересно познавать его и с ним работать. Метафора в этом контексте становится не просто художественным приемом, а способом мышления — более гибким, объемным и человечным.
Она позволяет обойти рациональные защиты и добраться до сущностного, к тому, что не всегда выражается словами напрямую. Через образы, телесные ощущения, жесты и интонации мы возвращаем себе способность чувствовать себя — без суждений, стереотипов и масок.
Именно это делает книгу Леонида Крола такой ценной: она показывает, как нащупать свою собственную правду в образах, а не в ярлыках. Это приглашение к игре — глубокой, точной и доброй. И к разговору с собой, в котором может случиться настоящее открытие.
Если «я — весна» прозвучит точнее и честнее, чем «я экстраверт», значит, вы на верном пути:)
Подготовлено по книге «Метафоры для познания и изменения себя и других».
Заказать: