В 2020 году в первоапрельской шуточной подборке мы показали книгу «Искусство материть» (от названия реальной книги «Искусство мастерить»). А читатели стали писать и спрашивать, когда же выйдет такая книга. Шли годы, интерес не утихал — и мы решили: надо издавать. Вот так всего одна буква в названии запустила цепочку последствий, которая привела к выходу очень необычной книги — «Запретные слова» (18+).
Бумажная книга Электронная книга
1000+ значений одного слова
В словаре Плуцера-Сарно слово *** образует отдельный том, в котором, согласно информации на титульной странице, представлено: «19 значений, 9 подзначений, 9 оттенков значения, 23 оттенка употребления слова ***, 523 фразеологические статьи». Но этого мало: в словаре фиксировано «около 400 идиом и языковых клише и более 1000 фразеологически связанных значений слова ***».
1.0.0.0. (кому что). Быть безразличным к сексуальному партнеру.
2.0.0.0. (кому что). Быть безразличным по отношению к неприятным или опасным ситуациям, событиям, фактам.
2.0.0.1. (что). Быть безразличным по отношению к малозначительным или неприятным ситуациям, событиям, фактам в ситуации, когда человек занят чем-то очень важным, занят собственными делами.
Примечание. Мы не можем написать, какое это слово, но подскажем, что количество букв совпадает с количеством звездочек.
Мат у Пушкина
Согласно распространенному поверью, употребление мата портит русский язык. А как же классики русской литературы? Эти факты использования мата существуют в каком-то параллельном мире. Начнем с «нашего всего». «А наш француз / Свой хвалит вкус / И матерщину порет» — сообщалось в одной из лицейских песен про А. С. Пушкина.
Нужно отметить, что Пушкин придерживается фигурного употребления нецензурных слов. То есть обсценные выражения выступают не как фон — слова, которые могут быть без ущерба для смысла и связности текста опущены, — а как полнозначный компонент текста.
Примечание. Примеры текстов мы не можем здесь привести, но их можно прочитать в книге.
Алена, это Яна!
Сокращенный вариант известной идиомы претерпел на наших глазах редукцию — и превратился в на. Это, в том числе, провоцирует игровые употребления.
— Алена, это Яна!
— Я не Алена!!!
— А я не Яна. Просто-на я так-на разговариваю-на…
Примечание. Поскольку паузы между словами в обычном разговоре отсутствуют, то аллё-на звучит как имя собственное Алена, а словосочетание я-на адресат, не практикующий эвфемизм на, слышит как Яна.
Читайте также:
Научный подход
Эту книгу написали ученые, поэтому вас ждет глубокий анализ, а не поверхностное погружение в тему. Анатолий Баранов и Дмитрий Добровольский — доктора филологических наук, профессора и главные научные сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук.
Вот о чем вы, в частности, узнаете:
- Табуирование и научное изучение мата, обзор словарей обсценной лексики
- Мат классиков и мат еще не классиков: Пушкин, Довлатов, Бродский, Сорокин, Пелевин, Астафьев, Ерофеев, Алешковский и многие другие
- Бранные слова в «Русских заветных сказках» Афанасьева, фольклорные истоки и народное творчество
- Новое в матерных словах и в их употреблениях с 90-х годов
- «Забеливание», «ретуширование» и другие способы сокрытия обсценного
Можно ли представить русский язык без мата? Вряд ли. В этой книге — исследовательский взгляд на феномен, вокруг которого столько мифов, страхов… и интереса.
По материалам книги «Запретные слова»
Заказать: