Книга «Любовь как архетип» — это исследование любви в разных аспектах: от свободы до творчества.
Мы поговорили с Наталией о важных смыслах книги.
Как родилось название? Почему именно такое? Расскажите, что вы вкладываете в понятие «любовь как архетип»?
Одной из задач книги я вижу вдохновить человека, читателя на особенное, серьезное, уважительное, даже благоговейное отношение к тому, что он переживает, чувствует. Предложить ему увидеть происходящее в его жизни глубоким, символичным. В первую очередь в отношении его любовных чувств и историй.
Многие относятся к любовным историям просто как к развлечению, необязательной, несерьезной сфере жизни, в отличие от, скажем, работы, родительства, достижения социального и материального успеха. Хочется поменять эту картину мира. Всё важно, а любовные чувства, пожалуй, важнее всего, потому что отражают в целом жизненную, творческую энергию человека.
Именно для этого в названии использовались слова «Архетип» и «глубинный». Как приглашение, утверждение такой точки зрения. Очевидно, не все точно знают историю и значение понятия архетип, но в языке мы часто считываем смыслы из коннотаций. То есть, можно и не изучать аналитическую психологию, философию или богословие, но интуитивно будет понятно, что речь о чем-то сверхзначимом, изначальном, мощном. Собственно, если не вдаваться в подробности, архетипом и принято называть непознаваемую первоначальную энергию, за счет которой происходит жизнь во всех ее проявлениях.
В книге я проясняю идею, что любовь является индивидуальной и уникальной формой выражения абсолютной полноты жизненной, эротической, творческой энергии, той, что верующие называют Всевышним или другими именами богов, ученые — Космосом, философы — Универсумом, рационалисты — Природой, мистики — сущностью Мироздания. То есть, в книге мы рассматриваем как будто простые человеческие истории, как кто в кого влюбился или, наоборот, не смог полюбить, а подразумеваем и проясняем законы существования Вселенной.
Мне очень важно, чтобы люди учились больше уважать себя, свои чувства и переживания. Потому что большинство бед, деструкции, зла и на индивидуальном, и на коллективном уровне, на самом деле, происходит от сознательного или неосознаваемого презрения и умаления человеком самого себя и отчаянных попыток потом бороться с этим. Вот потому и не просто книга «О любви», а «Любовь как архетип», чтобы намеренно подчеркнуть значимость темы.
Чем отличается любовь, рассматриваемая с точки зрения архетипической психологии, от привычного нам понимания любви?
На самом деле, любовь в обычном понимании не отличается от любви с точки зрения архетипической психологии, просто в обычном понимании нет привычки и навыка видеть ее многослойность, многозначность, влияние на все сферы жизни, и здесь архетипическая психология помогает объяснять, разворачивать, иллюстрировать все это богатство и сложную красоту.
В книге есть примеры из вашей терапевтической практики. Какие из них особенно повлияли на концепцию книги?
Можно ли спросить человека, у которого несколько детей, кто из них для него особенно значим и дорог? Любой выбор будет ранящим.
Я благодарна моим пациентам, которые позволяют мне быть свидетелем и спутником глубоких и красивых, хоть и очень сложных процессов их души. Взаимодействие с ними меняет меня и, разумеется, все они повлияли на мировоззрение, которое я вкладываю в содержание книги.
Признаюсь, всякий раз, когда я думала, каким именно случаем иллюстрировать ту или иную главу, я мысленно просила прощения у тех, чьи истории были не менее глубокими и яркими, но не вошли в нее, просто потому что нельзя объять необъятное.
В книге вы говорите, что любовь — это не только радость, но и страх, стыд, зависть. Какой из этих аспектов, по вашему мнению, сильнее всего мешает людям любить?
Мешает не тот или иной аспект, мешает, когда он не осознан. Собственно, одна из идей книги: поскольку любовь — это архетип, энергия абсолютной целостности, то в ней, как, например, в таблице Менделеева, потенциально будут заложены все эти элементы, просто в разной пропорции, с разной степенью выраженности. И, как и с химическими элементами, так и с чувствами — нет плохих или хороших, все они могут действовать созидательно или разрушительно в зависимости от того, с чем соединяются, как используются.
Если мы осознаем и признаем те переживания, которые принято называть «плохими», «негативными», то мы сможем увидеть в них под оболочкой неприятных проявлений светлую сердцевину смысла и стараться проявлять именно ее. Например, стыд может быть показателем особенной значимости и ценности происходящего, а зависть — искаженной формой любования и восхищения кем-то.
Приведу личный пример: в переживании очень глубокой и сильной любви я время от времени чувствовала ужасный гнев к этому же человеку по определенным поводам. И вот как-то, признавая это чувство и понимая, что уже научилась хотя бы не выплескивать его, но еще не научилась справляться с ним внутри себя, я захотела попросить прощения у него за этот гнев. И он ответил: «Конечно, я прощаю тебя! Ведь твой гнев — это часть тебя, а я принимаю тебя целиком». Я не могу описать свою благодарность за этот ответ! Для меня это пример невероятной мудрости любви — если принимаешь ее, принимаешь целиком.
Какие мифы или стереотипы о любви вы хотели бы развеять с помощью своей книги?
Я бы хотела развеять стереотип, что любовь — это стереотип! Хотела бы увлечь идеей любви к любви, непредвзятому, открытому, бесхитростному и в то же время ответственному, вдохновенному интересу к этой части нашей жизни.
А с мифами другая история. В архетипической психологии мы любим использовать мифы в значении мудрости человечества, сюжетов, выражающих коллективный опыт. Время от времени я собираю терапевтическую группу «Сотворение личного мифа», веду супервизорскую группу «Понимание и исцеление индивидуального мифа любви». Так что, если говорить о мифах, я предлагаю как раз осознавать и воплощать свой уникальный миф, чувствовать себя не ничего незначащей песчинкой, а героем мифа.
Вы пишете о любви как о силе, способной преобразовывать личность. Какие основные трансформации происходят с человеком через любовь?
Да, собственно, все трансформации, которые происходят с человеком (а также, что важно, трансформации, которые могли бы произойти, но не произошли) — следствие его контакта или отсутствия контакта с энергией любви. Здесь мы, конечно, не ограничиваемся любовью в значении романтического приключения.
Одна из задач книги — показать, как многогранна любовь, и как ее отсутствие во внутреннем мире человека влияет на все, что он делает и не делает, на качество его жизни, на его самоощущение.
В книге встречаются мифологические и литературные примеры. Какие из них, на ваш взгляд, лучше всего раскрывают природу любви (или какие вы выделяете)?
Так сложилось в моей жизни, что все детство я болела, а родители много работали, и большую часть времени я оставалась дома одна. Но в моем переживании я была не одна: у папы была огромная библиотека, и я бесконечно и бессистемно читала. И почему-то уже тогда в книгах меня интересовали именно истории отношений. Это тоже пример распознавания задач Самости — ранних признаков нашего предназначения.
Мне кажется важным видеть в любой книге зерно природы любви, понимать образ любви, сюжет любви, как ключ к смыслам. Например, в известных во всем мире, так называемых, великих русских романах всегда есть какие-либо сюжетные линии отношений. И, если мы тренируем в себе навык видеть в историях любви глобальный образ смысла бытия, это становится очень интересной, захватывающей задачей: позволять себе чистосердечно проживать эти истории, как если бы они случились с вами, так, как будто многим из вас не впихивали их насильно в школе, так, будто они не омертвели в вашем восприятии под грузом официально признанных трактовок.
Тогда такое чтение становится целительным питанием для души. Но, кроме этого, задаваться интереснейшей задачей — разгадывать философский смысл, глубинные метафоры этих любовных историй.
А еще я люблю сама и рекомендую другим способ глубокого тестирования своей жизненной трансформации, своего развития: выберите несколько важных для вас книг, да тех же классических русских романов (ну или, если пока таких нет, почитайте, поищите те, что особенно откликнутся) и перечитывайте их раз лет в пять. Перечитывайте и обращайте внимание, как меняется ваше восприятие сюжета, любовных линий, с кем из персонажей вам легче было идентифицироваться раньше, а с кем теперь, на какие детали вы раньше не обращали внимания, что раньше казалось непонятным, а теперь очевидно? Лучше записывать свои размышления, чтобы не забывались. Поверьте, такой пересмотр, перепроживание вас удивят в процессе понимания себя.
Какова главная цель вашей книги? Как читатели могут использовать знания о любви как архетипе для улучшения своих отношений?
Ну, собственно, для этого стоит прочесть книгу! И не просто бегло прочесть, а, как я предлагаю во введении, позволить себе окунуться в нее, проживать те истории, которые там приведены так, будто они происходили с вами, позволить себе эмоционально следовать за разворачивающейся историей главных героев, выделять время и пространство для упражнений, возможно, параллельно читать, если заинтересуют, и те книги — художественные и духовные, которые там упоминаются.
Таким образом читатель будет проживать свою уникальную внутреннюю мистерию, процесс трансформации и одновременно получать вполне рациональные практичные знания. Результатом будет и большая осведомленность о своих психологических механизмах и реакциях, и общее изменение отношения к своей чувственной, любовной жизни.
Бесспорно — меняемся мы, и меняется то, что мы делаем или не делаем в отношениях, как реагируем, чего хотим. В этом смысле «улучшение отношений» я бы понимала, как большую реальность, честность, ответственность и способность получать удовольствие.
И еще в заключение мне хотелось бы обратить внимание, что мы живем в крайне непростое время. В такой критической глобальной ситуации особенно ясно, что полагаться преимущественно на коллективные ценности, на внешние авторитеты — довольно сомнительный и ненадежный способ, если хочется достойно и осмысленно проживать свою жизнь. В то время как вырабатывание собственной внутренней этической ценностной системы — дело куда более благодарное и перспективное.
Любовь — это переживание, которое нельзя унифицировать, которое не возникает и не проходит по приказу свыше. Любовь индивидуальна и неповторима. Поэтому если мы учимся распознавать в себе любовь, отличать ее от подделок, мы научаемся внутренней свободе и ответственности, мы развиваем ясность взгляда на свой внутренний мир, и на мир внешний. А энергия любви дает нам силы противостоять внешним катаклизмам. Так что именно сейчас такая книга особенно важна. А также не забываем о том, что переживать любовь во всей ее полноте — это не только трудности и внутренняя работа, но и абсолютная красота и наслаждение!
Подробнее о книге «Любовь как архетип».
Оформить предзаказ: