Цитаты из фильмов Рязанова и Данелии, таблички «Обед» и «Учет» на дверях магазинов, монументальность «Рабочего и колхозницы», парадные холлы домов культуры — все это зашито в нашем культурном коде.
В новой книге совместной серии МИФа и онлайн-лектория «Страдариум» искусствовед и арт-критик Кирилл Светляков рассказывает, как визуальная культура СССР отражала и формировала сознание людей. И влияет на него сейчас.
Бумажная книга Электронная книга
Советская культура. От большого стиля до первых рейвов
Доступная классика
Сталинский ампир чаще всего ассоциируется с высотными зданиями, станциями первой кольцевой линии Московского метрополитена и ансамблем Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ).
Комплекс ВСХВ — ВДНХ был не только парадным фасадом Советского государства, но и (причем в первую очередь) методическим центром по обмену опытом. Главными экспонатами становились лучшие изделия и продукты человеческого труда: от систем мелиорации и комбайнов до животных-рекордсменов.
Произведения искусства существовали на равных с настоящими продуктами сельскохозяйственной деятельности. Например, в центре павильона «Кролиководство» располагалась пирамидальная конструкция со скульптурным изображением крольчихи-рекордсменки, способной в одном приплоде приносить свыше пятидесяти детенышей. Умильные гипсовые крольчата соседствуют с витринами и холодильниками, заполненными шкурками и консервами.
Советские светские львицы
На рубеже 1940−1950-х годов велась активная полемика по поводу «бесконфликтности» советской драматургии, которая показывала борьбу «хорошего с лучшим», игнорируя классовые противоречия.
Художники отозвались на эту полемику отдельными работами в бытовом жанре, и самая острая из таких картин — «Трутни» Раисы Зеньковой.
Эта, казалось бы, веселая сценка выявляет скрытый конфликт между женой и дочерью заслуженного управленца, чей портрет висит на стене, и домработницей, которая с укором смотрит на беспечных прожигательниц жизни. С появлением соцсетей картина обрела популярность у современных зрителей, которые видят в ней свидетельство перерождения советских элит и сравнивают героинь с нынешними светскими львицами.
Модернизм по-советски
После 1955 года в советской культуре начали преобладать модернистские тенденции: хрущевская оттепель противопоставляла себя сталинскому ампиру. Ставка на модернизм имела не только идеологические, но и экономические причины. Новые архитектурные проекты были дешевле в реализации, а строительство массового жилья по типовым проектам рассчитывалось даже не по дням, а по часам.
Яркий пример — новое здание международного аэропорта в Шереметьеве, по форме похожее на летающую тарелку, — словно Советский Союз уже готовился принимать пассажиров с других планет. Или здание Дома художника на Крымском Валу: стены, замененные витринными окнами, этажи вестибюля, объединенные в общее пространство, просторные залы, рассчитанные на быстрое перемещение.
Что еще
«Советская культура» — вторая книга совместной серии МИФа и онлайн-лектория «Страдариум». Ее автор Кирилл Светляков — историк искусства, куратор выставок в Государственной Третьяковской галерее, специалист по искусству Нового и Новейшего времени. В основу большинства глав легли лекции его курса «Плохой хороший человек. Антропология советского искусства».
«В этой книге я попробую описать советского человека, проследить его культурное развитие на материале художественных произведений, реконструировать сознательное и бессознательное, в том числе влечения и страхи», — пишет автор.
Вот что вы найдете под обложкой:
— Проблемы и ценности советской культуры
— Сталинский ампир: за и против
— Оттепель — на грани приватного и публичного
— Эпоха застоя, или Почему часы замедлили свой ход
— Перестройка и расщепленный субъект
…плюс фото, картины и кадры из советских фильмов и огромный библиографический список — всего 300+ страниц чтения из разряда «не оторваться» (даже если вы родились после развала СССР).
Эта книга — интеллектуальное путешествие по культурным иллюзиям и реальным результатам эпохи. Кирилл Светляков предлагает осмыслить советский период, не опираясь на стереотипы, а исследуя его через контексты, которые часто остаются вне поля зрения.
P. S. Хотите первыми узнавать о выходе подобных (бесподобных) книг? Подписывайтесь на наши письма ручной работы.
По материалам книги «Советская культура»
Заказать: