«Попробуйте нарисовать несуществующее животное. Такое, которого нет в природе, фильмах, мультиках, сказках и компьютерных играх. Вы создадите его сами». Так начинается книга «Невидимая часть души». Психолог Виктория Потапова предлагает интересный подход к самопознанию — через проективную методику «Рисунок несуществующего животного». Поговорили об этом с автором новинки.
Бумажная книга Электронная книга
— Виктория, расскажите, как появилась идея написать книгу именно на эту тему?
— Идея появилась спонтанно: при выполнении одного из домашних заданий на курсе «ЦЕХ». Тема книги, с которой я работала, уже была выбрана, но нужно было придумать для разминки еще одну. Я стала размышлять о том, что же я хорошо знаю и чем бы хотела поделиться с другими людьми. Тогда пришла идея рассказать об эмоциональных потребностях и о том, как их можно исследовать.
Рисунок несуществующего животного
Методика «Рисунок несуществующего животного» была создана в начале 1970‑х годов. Это проективный рисуночный тест, призванный изучать личностные особенности как взрослых, так и детей начиная с шестилетнего возраста. Инструкция звучит достаточно емко и понятно: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никто до вас не придумывал. Назовите его несуществующим названием». Создателем методики является психолог Майя Захаровна Дукаревич. Почему она выбрала для своей проективной методики изображение животного как объект, через который человек может разместить свой внутренний мир, доподлинно неизвестно, но обращение к образам животных для того, чтобы проявить, прочувствовать и сделать видимым что-то особенное для самого себя и для других, было свойственно людям на протяжении всей истории человечества. Самое интересное, что всегда происходит двойное движение — человек проецирует часть своей психической реальности и эмоции на животного, а также интроицирует свое представление о животном внутрь себя, присваивая его.
— Когда вы впервые столкнулись с методикой «Несуществующее животное»? Чем она вас привлекла?
— Впервые я познакомилась с ней в институте на предмете «Психодиагностика». А в дальнейшем использовала ее в своем дипломном исследовании. Тогда мне удалось собрать и обработать более 200 рисунков студентов-первокурсников. Методика оказалась доступной в проведении. Было очень интересно рассматривать рисунки и делать предположение об их авторах. С того момента прошло 15 лет. Сейчас методика нравится мне тем, что она создает возможность для встречи с человеком, позволяет мягко заглянуть в самые укромные уголки его внутреннего мира.
— В чем главная сила методики? Почему рисунок так точно отражает наш внутренний мир?
— Все наши действия отражают наш внутренний мир. Каждое движение является проекцией нашего внутреннего устройства. Рисунок позволяет это проявить и рассмотреть. Если провести эксперимент и попросить 5 человек провести линию, то вы увидите, насколько эти линии будут различаться, уже многое рассказывая об авторах. Например, об их темпераменте.
Для создания сложных образов наша психика использует багаж эмоционального опыта. И многое из этого опыта нами не осмысляется, даже не осознается в полной мере. Зато мы это транслируем через нашу активность, в том числе и художественную.
— Многие боятся рисовать, считая, что не умеют этого. Что посоветуете таким читателям? Будет ли метод работать в их случае?
— В таких случаях я всегда говорю, что при создании зверя важнее фантазия, а не художественный навык. Можно рисовать достаточно схематично и методика сработает в той же мере, что и при детальном, художественно выверенном рисунке.
— Что делать, если человек не может придумать своего «несуществующего зверя»? Это говорит о каких-то блоках или ему просто нужно больше времени?
— Этому может быть несколько причин. Например, нам с самого детства часто запрещают фантазировать, искать свои собственные способы решения поставленных задач, подталкивая к определенным алгоритмам и схемам. И тогда придумывать становится сложно. А еще над нами может довлеть страх оценки — «Вдруг я сделаю что-то не так?». Или возникает тревога: что, если другой человек сможет по рисунку узнать или понять про нас такое, чего не хотелось бы показывать? Именно поэтому мне захотелось описать методику так, чтобы ее можно было провести самому, в безопасном пространстве. Не думая о возможных оценках со стороны других людей.
Можно разрешить себе просто подурачиться. Начать рисовать с головы. Какой она будет формы? Подумать будут ли глаза и сколько их. И так элемент за элементом создать своего зверя.
— Можно ли использовать методику для решения конкретных проблем, например, тревожности или поиска ресурса?
— Да, можно поставить перед собой определенные вопросы и задачи. Например, поиск ресурса, источника тревоги. Записать их и приступить к чтению книги. Я думаю в конце самоисследования человек сможет найти много ответов и даже неожиданных способов решения поставленных задач.
— Как вы отбирали примеры и истории для книги? Был ли у вас критерий, какие случаи включить, а какие нет?
— Я отбирала те истории, которые в большей степени проявляли описываемые эмоциональные потребности. В которых потребности были хорошо читаемыми. А также согласовывала с людьми их готовность предоставить своих «несуществующих животных» для описания.
Пример из книги
Если зверь живет в темноте, это один из признаков потребности в ясности и границах. Когда вокруг темно, постоянно нужно быть начеку, чтобы заметить, кто и откуда появился. Если есть какие-то приспособления для видения в темноте, то это указывает на способность быть активным и самому выставлять границы и правила взаимодействия. Так же как и в магическом, волшебном мире, в котором есть понятные для зверя правила, или он сам является именно тем, кто их устанавливает, — это может свидетельствовать об актуальной потребности в ясности и границах.
— Как рисунки других людей и интерпретация этих работ поможет читателю работать со своим «животным»?
— В любом деле важна насмотренность. Чем чаще вы видите какой-то феномен, тем быстрее его сможете рассмотреть в следующий раз.
В классическом применении методика «Рисунок несуществующего животного» направлена на выявление личностных черт и эмоциональных состояний. Мне же в работе с детьми и взрослыми было важно понять, что стоит за этими состояниями, какой эмоциональный опыт переживает человек, какие эмоциональные потребности находятся в дефиците? И тогда я стала рассматривать вместе с людьми рисунки с точки зрения этой задачи. И после работы с сотнями рисунков стали выстраиваться определенные закономерности. Именно их мне было важно наглядно показать людям, через интерпретацию работ. Надеясь, что это поможет читателям рассматривать своих зверей более прицельно, понимая логику, которой следую я при работе с рисунками и рассказами.
— Можно ли возвращаться к рисунку «несуществующего зверя» спустя время? Стоит рисовать заново или лучше обратить внимание на то, что получилось в первый раз?
— Наши эмоциональные потребности в разные периоды времени имеют разную степепь актуализированности и удовлетворенности. Поэтому можно создавать как новый рисунок, так и интерпретацию старого. Будет интересно посмотреть, что изменилось.
— Кому посоветуете обратить внимание на книгу? Какие потребности читателя она «закроет»?
— Думаю, книга будет интересна тем, кому хочется узнавать самих себя. Тем кто задается вопросами о том, почему он делает определенные выборы в своей жизни и ищет их источники. Книга поможет отозваться на потребность относиться к себе с уважением и бережностью, лучше понять свои эмоции.
— Если бы читатели вынесли из книги только одну идею, какой бы вы хотели, чтобы она была?
— Человек может быть свободен в своих выборах и имеет право заботиться о себе, какой бы сложный эмоциональный опыт или пренебрежение он ни переживал в прошлом.
По материалам книги «Невидимая часть души»
Заказать:
МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город
Обложка поста — фото из личного архива Виктории Потаповой