Если вы только открыли бизнес или работаете в найме, важно понимать, где теряются ваше время и деньги. Разберите рабочий процесс на этапы, найдите слабые места — и ваш доход начнет расти. Как это сделать? Практические советы из книги «Инвестиции без риска 2.0».
Бумажная книга Электронная книга
Блок-схема процесса
Любой рабочий процесс — конвейер. Чтобы это понять и увидеть, разложите ваш основной рабочий процесс на блоки задач. Для этого вам нужно выписать шаг за шагом — что вы делаете сначала, что потом, а какой следующий шаг. Возьмем для примера обслуживание клиента в бизнесе.
Раздел рекламы выделен специально, так как это отдельный рабочий процесс, который требует навыков и денег. Если у вас пока нет своей базы клиентов, стоит обкатать работу на знакомых, прежде чем вкладываться в рекламу.
А теперь внимательно изучите каждый отдельный блок. На каком этапе вы теряете время и деньги?
Может быть, у вас долго обрабатывается заказ клиента и люди остывают, находят в другом месте. Или вы не берете предоплату — «работа в стол». Или все эти этапы у вас отлажены, но вы не берете отзывы у покупателей и не просите рекомендаций. Тогда работа остановится в какой-то момент, потому что искать клиентов важно в любом деле. И если вы не умеете или стесняетесь предлагать свои услуги, то ищите себе напарника, который будет это делать. Или обучайтесь сами.
На схеме процесс обслуживания клиента цикличен. Получив отзыв от клиента с рекомендациями, вы благодарите его за сотрудничество и сообщаете, что позвоните ему, например, через месяц, чтобы узнать о впечатлениях спустя какое-то время. Через месяц вы звоните и напоминаете, что договаривались о звонке. Узнаете, как дела у клиента. Может быть, он опять нуждается в вашей услуге или товаре. Если у вас изменился ассортимент, обязательно расскажите об этом.
Когда количество клиентов вырастет, можно использовать соцсети или мессенджеры для оповещения и общения.
Воронка продаж
В любом бизнесе результатом является прибыль. И если ваш труд связан с продажами, вам обязательно нужно считать показатели, выстраивать воронку продаж.
Все воронки выстраиваются от общего количества потенциальных клиентов к количеству реальных покупателей. Самый показательный пример про воронку — магазин.
1. Сколько мимо него проходит людей? Это и есть все потенциальные покупатели.
2. Следующий показатель воронки продаж — какое количество людей заглядывает в ваш магазин? Неважно, зашли они по ошибке или специально. Важно, что они открыли дверь.
3. Следующий этап воронки — сколько человек заинтересовались товаром в вашем магазине. Задали вопрос или даже вступили в переговоры — начали обсуждать, подойдет или нет. Это важный этап переговоров. Если за прилавком стоит хозяин магазина, то клиент в 90% случаев уйдет с покупкой. Нанятый продавец часто допускает ошибки при общении с потенциальным покупателем — не смог ответить на вопрос или же был косноязычен, выражал пренебрежение к клиенту. Этот показатель позволяет также определить хорошего сотрудника — в чью смену больше продаж, с того и остальным нужно пример брать. И наоборот — человек может быть неудобен для руководителя, неприятен в чем-то, но благодаря его работе продажи растут. А другой хоть и мил, но не окупает свою зарплату — с таким сотрудником лучше расстаться и не вкладывать больше в него свои деньги.
4. Заключительным этапом воронки является количество продаж в штуках. Важно также понимать общую сумму продаж — так вы сможете вычислить средний чек и определить план работы на будущий месяц.
Подведем итог: выстраивая блок-схему процесса, вы сможете обнаружить, где теряются ваши время и деньги. Если вы работаете в продажах, вам обязательно нужно считать показатели воронки продаж. Именно так вы сможете найти ошибки в своей работе, исправить их и получить больший доход.
Что еще почитать:
Работа в найме
Если вы работаете в найме, вам стоит разработать блок-схему под свой рабочий процесс. У вас есть основные обязанности, и вы можете их расписать. Следует выделить, где теряется время и почему вы не достигаете результата, — подумать, что вам мешает.
Пример: руководитель юридического отдела в банке с огромным количеством задач. Что для него является основным рабочим процессом? Основным клиентом в его работе является работодатель, то есть сам банк. И если для банка, как для бизнеса, будет здорово сэкономить время или деньги — вернуть долг или оптимизировать какой-то процесс, — это и будет главной целью работника.
В результате можно выделить несколько рабочих процессов, по которым расписываются блок-схемы. В итоге:
— оптимизировано время на согласование договоров, что увеличило скорость обслуживания клиентов банка и снизило жалобы;
— наведен порядок работы в рамках судебных дел и в рамках исполнительного производства по делам банка — найдено, где оптимизировать процессы, чтобы банк быстрее получил решение суда и, как следствие, деньги по своему делу.
Высокие результаты не остались незамеченными руководством банка, и руководитель получил повышение зарплаты. И это логично, так как банк побоялся потерять такого ценного сотрудника.
Купить книгу: