Москва
доставка от 3 дней
Издательство МИФ
0
Книги
Курсы
Бизнесу
Издательство
Блоги
Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Как редактировать текст: советы от ведущего редактора МИФа
13 марта

Ольга Нестерова, ведущий редактор в МИФе
Ольга Нестерова, ведущий редактор в МИФе

Редактировать свои тексты не любит большинство авторов, но это важная часть работы, без которой не обходится ни одна статья и тем более — книга.

Ольга Нестерова, ведущий редактор в МИФе, которая работает в основном с направлением «Гуманитарный нон-фикшн», рассказывает, как и зачем редактировать свой текст.

Совсем скоро стартуют «писательские» курсы МИФа. 17 марта ждем вас на курсе-бестселлере ЦЕХ № 5 — пройдем путь от идеи до вашей книги на полках магазина. 9 апреля стартует практикум «Литературная редактура» — для всех, кто хочет научиться мастерски «причесывать» текст. А 3 июня запускаем третий поток курса «Текст как инструмент», где за 50 дней создадим 50 текстов.

Зачем автору учиться редактировать?

1. Когда дело касается художественной прозы, никто не отредактирует текст лучше, чем сам автор, если он обладает всеми необходимыми навыками и знаниями. Потому что ни один редактор не понимает ваши творческие замыслы лучше вас.

Взгляд со стороны всегда полезен, но лучше, чтобы автор тоже был в теме.

2. Чистый, вычитанный текст — проявление уважения к читателю.

3. Литературная правка часто требует серьезного вмешательства в текст, которое может ему и навредить, если это делает посторонний.

4. Работа над формой — часть самосовершенствования писателя. Сделать идеально нельзя, но это не значит, что к этому не нужно стремиться.

Идеальный процесс совместной работы автора и редактора — когда редактор указывает автору на проблемы, дает советы, и автор сам их исправляет. Иными словами, не редактор меняет текст, а сам автор.

Редактура и саморедактура

Литературный редактор занимается объективной правкой, то есть исправлением стилистических, логических, смысловых и фактических ошибок. Конечно, он может по специальной договоренности хоть полностью переписать текст, но это не совсем задача редактора.

Автор может делать с текстом все, что хочет, переписывать его по своему вкусу. Это называется вкусовой правкой. Но автору очень важно владеть знаниями по литературной правке.

Классики тоже правили свои тексты, в их время не было литературных редакторов, поэтому они делали все сами.

Вот пример правок произведения Пушкина «Станционный смотритель».

До

И теперь при мысли о нем, кажется, вижу ее томные глаза, ее вдруг исчезнувшую улыбку, кажется, чувствую теплоту ее дыхания и свежее напечатление губок.

Читатель ведает, что есть несколько родов любовей: любовь чувственная, платоническая, любовь из тщеславия, любовь пятнадцатилетнего сердца и проч., но изо всех — любовь дорожная самая приятная.

После

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменен; вероятно, Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в моем уме, и я приближался к станции с печальным предчувствием.

Вот пример правок у Гоголя в произведении «Майская ночь, или Утопленница». Посмотрите, как автор сократил текст.

До

Блистательный месяц, прогуливаясь в необъятных пустынях своего неба, не налюбуясь красавицею землею, раздумно остановился над хатою, которой неровные окна одни только светились среди уснувших улиц, как будто спрашивая: «какие это люди осмелились при моем серебряном свете разводить презренный и неприятный для глаз огонь свой?» Это жилище головы.

После

Одна только хата светилась еще в конце улицы. Это жилище головы.

Как научиться видеть проблемы в своем тексте

  • Нельзя увидеть того, о чем не знаешь ⇒ Нужно учиться, узнавать, какие ошибки вообще бывают
  • У каждого есть слепые пятна ⇒ Не бойтесь показывать текст другим людям, они могут заметить то, на что вы не обратили внимание
  • Мешают эмоции и предвзятость? ⇒ Тренируйтесь на чужих текстах, возможно, в них вы будете лучше видеть проблемы и ошибки, а затем научитесь замечать ошибки и в своих текстах
  • Не знаете, что должно получиться? ⇒ Нужно понимать, что и зачем вы пишете, чтобы получилось то, что понравится читателю, нужно хорошо представлять результат
  • Правка — это не переписывание ⇒ Нужно править законченный текст. Сначала пишем текст целиком, потом его редактируем


Источник

Как посмотреть на текст свежим взглядом

  • Дать тексту отлежаться (Хотя бы несколько часов, но лучше больше.)
  • Распечатать текст (На бумаге ошибки видны лучше. Некоторые издательства до сих пор распечатывают тексты для корректоров именно по этой причине, несмотря на то что потом приходится все эти правки вручную вносить.)
  • Изменить форматирование (Сделать текст похожим на книжную страницу, именно такой формат считается самым комфортным для чтения. Чем удобнее нам читать, тем лучше мы замечаем ошибки.)
  • Читать предложения в обратном порядке (Подходит для текстов небольшого объема.)

Распространенные и вредные ошибки

Конечно, это не все ошибки, которые вообще существуют. Здесь собраны те, что сильно влияют на восприятие текста и бросаются в глаза.

  • Стилевой разнобой
  • Канцелярит
  • Двусмысленность
  • Избыточность на всех уровнях и повторы
  • Неверное словоупотребление
  • Штампы
  • Фактические ошибки
  • Логические ошибки

1. Стилевой разнобой

Проблема, от которой страдают 100% начинающих авторов. Это когда в тексте сочетаются, а точнее, не сочетаются элементы разных стилей. Разнородные по своей окраске слова сталкиваются между собой и не дают читателю настроиться на чтение.

Чаще всего это сочетание такого достаточно высокопарного стиля с канцеляритом или с разговорным стилем. Эти вещи сочетаются между собой хуже всего («Ибо пошло оно все в пень»).

2. Канцелярит

Самая распространенная проблема. Все о ней знают, но все равно делают эти ошибки.

3. Двусмысленность

Все, что в тексте может быть понято неправильно, обязательно будет понято неправильно.

Ошибки двусмысленности чаще всего возникают просто по невнимательности. Вот почему очень полезно показывать ваш текст другим людям.

4. Неверное словоупотребление

Использование слов без полного понимания их смысла или так называемых коннотаций.

У большинства слов в русском языке, помимо буквального словарного значения, есть дополнительные оттенки смысла или ассоциации. Например, слово «скоропостижно» означает «быстро», но мы не можем сказать «скоропостижно вышла замуж», потому что это слово прочно ассоциируется со словом «скончался».

5. Штампы

Тоже бич начинающих авторов, потому что первое время, когда мы пишем, мы используем то, что приходит нам в голову. Первое в голову нам приходит, к сожалению, самое банальное. То, что мы уже где-то видели, где-то слышали. И скорее всего, читатель это тоже где-то видел и слышал.

Штампы можно сравнить с затертыми шутками — они уже не смешат, а раздражают.

6. Фактические ошибки

Несмотря на то что художественная проза — не научный труд, но, если сюжет основан на фактической ошибке, это может его похоронить.

7. Логические ошибки

Это всевозможные противоречия. Они, как правило, не бросаются автору в глаза, просто потому что он привык к своему тексту, а вот читатель рано или поздно их заметит.

Избыточность в тексте

Именно умение писать просто и ясно — база для развития собственного стиля, каким был он ни был. Если вы научитесь писать понятно и без излишеств, вы можете уже потом на эту основу навешивать какие угодно стилистические изыски.

Художественная проза не обязательно должна быть написана просто и ясно. Но именно умение писать просто и ясно — основа для развития собственного стиля. Вот почему в первую очередь мы учимся вычеркивать лишнее.

Умению сокращать, вычеркивать лишнее можно научиться по книгам.

Почти любую книгу — не только начинающего автора — можно сделать лучше одними только вычеркиваниями.


Источник

Какая бывает избыточность?

  • Речевая избыточность — слова дублируют друг друга по смыслу (основная суть, небольшой домик, тихо шептать).
  • Слова, обозначающие неопределенность: какой-то, как-то, некий, в каком-то смысле, в некоторой степени и другие.
  • Дублирующие друг друга эпитеты (прекрасная обворожительная девушка, сильный проливной дождь). Исключение: намеренное усиление, градация.
  • Штампы (холодный как лед; омут страсти; с упорством, достойным лучшего применения). Фразеологизм — это не штамп, это выражение, которое уже вошло в язык, стало его частью, не претендует на выразительность (его не используют, чтобы удивить, впечатлить читателя). Штамп — это как раз-таки попытка сделать красиво, но очень наивная и неуклюжая попытка. И поэтому уж лучше вообще без средств художественной выразительности, чем со штампами. Текст без средств художественной выразительности может быть красивым.
  • Вводные слова (не всегда). Сами по себе они неплохи, но часто бывают лишними. А в художественном тексте к ним нужно присматриваться особенно внимательно, потому что вводные слова обычно означают отношение (но если текст написан от третьего лица, то чье отношение тогда выражают вводные слова? Автора?).

Лишние предложения

Поговорим о более крупных единицах текста — предложениях. На что тут стоит обратить внимание? Что будет лишним в тексте?

  • Повторение одной мысли разными словами в разных местах текста (лучше избегать этого).
  • Отклонения от темы или сюжета.
  • Описания внешности и окружения (часто бывают затянутыми, читателю не нужны подробные описания, нужны яркие, поразительные детали, чтобы он мог сам додумать образ героя или места).
  • Описания бытовых действий (тоже не нужно подробно описывать, лишь детали, штрихи). Для примера почитайте рассказ Владимира Набокова «Уста к устам».
  • Несущественные подробности (оставляем в тексте только то, что работает).
  • Объяснения «прямым текстом» (этим часто страдают авторы фэнтези и фантастики, которые пытаются объяснить читателям сложный мир книги).

Канцелярит

Что относится к канцеляриту и чего лучше избегать в тексте?

  • Пассивные конструкции (роман был написан мной)
  • Отглагольные существительные и расщепление сказуемого (совершить прогулку, закончить чтение, ощутить опасение)
  • Канцелярские слова и штампы (данный, наличие, в целях, в настоящее время)
  • Канцелярские синонимы слова «быть» (являться, иметься, присутствовать, наличествовать, существовать)
  • Термины вместо обиходных слов (под окнами у нас зеленые насаждения)
  • Обезличивание и абстрагирование (гражданин, совершивший правонарушение, понес наказание)

Часто читатели не замечают канцелярит в тексте, но если его убрать, то текст станет намного лучше, и читатель это заметит.

Лексические повторы

Неуместный повтор одинаковых или однокоренных слов — ошибка, особенно если эти слова не связаны между собой. Однако неумелые попытки избавиться от повторов иногда приводят к более серьезным проблемам.

  • Удаление нужных местоимений. Неужели он забыл про утюг? Вскочил и побежал… Многие слышали, что от местоимений нужно избавляться. На самом деле имеется в виду притяжательное местоимение свой, которое действительно часто бывает лишним. Оно появилось в русском языке в результате обилия плохих переводов с английского. Остальные местоимения нужны (указание на лицо, совершающее действие, очень редко бывает лишним).
  • Использование заместительных слов (в примере речь идет об одном человеке, но из-за использования заместительных слов кажется, что о трех разных людях). Дима понял, что забыл про утюг. Молодой человек вскочил с места. Мужчине нужно было успеть домой.
  • Замена глагола быть канцелярскими синонимами. На голове у него находилась шляпа, а на шее присутствовал шарф. Избыток слова быть в тексте говорит о том, что у автора очень однообразный синтаксис. Он строит предложения по одному шаблону. У девушки были зелёные глаза. Она была одета в бархатное платье. У неё был надменный вид.
  • Перепрыгивание в настоящее время. Время повествования меняться не должно, кроме исключительных случаев (нужно показать какую-то динамичную сцену, которая происходит прямо сейчас). У девушки были зеленые глаза и рыжие волосы. Она одета в бархатное платье. У нее надменный вид.
  • Неуместные или слишком эмоциональные замены слова сказать. Не стоит заменять глагол говорения глаголом действия, как в примере (— До свидания, — надел он пальто). Что касается эмоциональных замен, то с ними нужно быть осторожными (не стоит заменять слово сказать не очень уместными в контексте словами, такими как шептать, вскрикивать, бурчать, вопить). Иначе герои будут выглядеть странно. Чтобы избежать такой ошибки, можно вообще удалить половину ремарок, не нужно после каждой реплики уточнять, кто сказал. Либо сделать так, чтобы герой был узнаваем по своей речи.

Красные тряпки

Значимость ошибок определяется отношением к ним читателя. Есть ошибки, которые раздражают многих людей. Иногда это вовсе не ошибки. Просто бесят, и все тут.

Такие ошибки можно назвать красными тряпками — даже одна из них способна привести к тому, что читатель в ярости закроет книгу.

Вот список таких ошибок:

  • ошибки в ться/тся
  • ошибки в спряжении глаголов (пишете, пишите)
  • ошибки в слитном/раздельном написании слов
  • грубые ошибки в написании слов (будующее, пробывать, координально, учавствовать)
  • лишние дефисы (слабова-то)
  • лишние запятые
  • пробелы перед знаками препинания
  • злоупотребление многоточиями, кавычками и восклицательными знаками
  • лишние прописные буквы
  • просторечная лексика и обороты (ихний)
  • ошибки с паронимами (одеть/надеть)
  • ошибки с деепричастными оборотами (проезжая мимо сией станции…)
  • ошибки управления (согласно договора, с Москвы)
  • некоторые ошибки сочетаемости (дешевые цены)
  • неверное словоупотребление (одиозный, нелицеприятный)
  • некоторые плеоназмы (главная суть)
  • искажение фразеологизмов (дышать наладом, скрипя сердцем)

Лучше избегать таких ошибок, выучить правила, чтобы не злить ваших читателей.

Перфекционизм в редактуре так же вреден, как в любом другом деле. Чтобы правка не становилась бесконечной, нужно отделять главное от второстепенного и соотносить ваши цели с вашими возможностями. О том, как правильно выстроить процесс редактирования и как постепенно совершенствовать этот навык, мы поговорим на следующем уроке.

Обложка статьи: unsplash.com

Рубрика
Курсы
Ваш комментарий
Имя
Например, Герман Греф или Usain Bolt

Комментарий
Похожие статьи