Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Почему он (она) делает это лучше меня?»
В такие моменты может возникнуть неприятное ощущение. Зависть? Раздражение? Или вдруг кажется, что вы не на своем месте, что старания напрасны? Вместо того чтобы вдохновляться чужими успехами, мы часто начинаем сравнивать себя и чувствуем, будто проигрываем.
На самом деле, это ловушка мышления, которая мешает расти. Если вы ловите себя на подобных мыслях — скорее всего, дело не в вас, а в том, как ваш мозг привык воспринимать чужие достижения.
Бумажная книга Электронная книга
Почему чужие успехи нас демотивируют?
Большинство людей с детства приучены к идее: талант — это нечто врожденное, и если у вас его нет, значит, не стоит и пытаться. Этот способ мышления называется установкой на данность: человек верит, что способности фиксированы, и если кто-то делает что-то лучше, это значит лишь одно — он особенный, а вы нет.
Такая установка вызывает три типичных реакции на успехи других:
- Обесценивание — «Ну, конечно, ему просто повезло».
- Зависть — «Если бы у меня были такие условия, я бы тоже смог».
- Отказ от попыток — «Это не мое, у меня не получится».
Кэрол Дуэк приводит интересное исследование: детей попросили решить сложную головоломку. Те, кто верил в фиксированные способности, быстро сдавались, утверждая, что не способны на большее. А те, кто верил в развитие навыков, с энтузиазмом искали способы решения. Позже эти же дети показали лучшие результаты в учебе.
Как установка на рост меняет восприятие чужих достижений?
Исследования Кэрол Дуэк показали, что люди, которые развили в себе установку на рост, реагируют на успехи окружающих совсем иначе. Вместо зависти — интерес, вместо тревоги — стремление узнать, что они могут взять на вооружение.
Как это работает? Представьте двух коллег, которые учатся публичным выступлениям. Один смотрит, как другой виртуозно ведет презентацию, и думает: «Мне никогда так не выступить». Второй говорит себе: «Ага, он делает паузы перед важными моментами, смотрит в зал и использует примеры из жизни. Нужно попробовать так же».
Этот принцип срабатывает и в других сферах. Например, в книге описан случай спортсменов, которые при одинаковых физических данных показывали разные результаты. Те, кто считал, что успех зависит от тренировок, а не от врожденных способностей, достигали лучших результатов.
Почему мы боимся учиться у других?
Есть несколько причин, почему признание чужих успехов дается нам с трудом:
- Эго мешает развитию
Признать, что кто-то делает что-то лучше, сложно. Нам кажется, что это уменьшает нашу ценность. Но в реальности тот, кто учится у лучших, становится сильнее. - Страх почувствовать себя некомпетентным
Учиться — значит признать, что вы пока чего-то не знаете. Это пугает, особенно если есть привычка сравнивать себя с другими. - Ощущение соревнования
В культуре успеха распространена идея, что места на вершине мало, и если кто-то рядом добивается успеха, это автоматически делает вас проигравшим. Это не так.
В книге описан случай студентов, которые проходили тестирование. Одним из них дали возможность увидеть, какие ошибки они совершили, а другим — посмотреть, как задания решали лучшие студенты. Первые застряли в своих ошибках, вторые использовали чужие стратегии и улучшили свои результаты.
Читайте также:
Как начать учиться у тех, кто лучше вас?
Если вам сложно подойти и спросить совета (или попросить, чтобы вас взяли «в падаваны»), попробуйте эти способы.
- Задавайте себе правильные вопросы
Вместо «Почему я не такой талантливый?» спросите себя: «Что этот человек делает по-другому?» - Замечайте стратегии, а не таланты
Если кто-то достиг результата, посмотрите, какие конкретные шаги он предпринимал. Люди не рождаются успешными — они становятся такими благодаря определенным действиям. - Используйте зависть во благо
Если успех кого-то вызывает неприятные эмоции, попробуйте изменить фокус: чему я могу научиться у него? - Будьте учеником
Позвольте себе быть начинающим. Не бойтесь спрашивать, изучать, пробовать. Настоящая уверенность приходит через действие, а не через ожидание идеального момента. - Находите ролевые модели
Читая биографии, изучая выступления и методы успешных людей, вы перестаете воспринимать их как небожителей и начинаете видеть логичные шаги, которые можно повторить.
В книге описан эксперимент, в котором группе детей преподаватели говорили: «Вы молодцы, вы такие умные!» и «Вы молодцы, вы приложили много усилий». Вторая группа показывала лучшие результаты и быстрее справлялась с задачами, потому что верила, что успех зависит от работы, а не от врожденного таланта.
Чужие успехи — это не неудача, а возможность
В следующий раз, когда увидите, что кто-то делает что-то лучше вас, не позволяйте себе уходить в негатив. Вдохновляйтесь, учитесь, ищите закономерности. Самые выдающиеся профессионалы не рождались мастерами — они знали, у кого учиться, и не боялись это делать.
Попробуйте прямо сейчас: выберите область, в которой хотите развиваться, найдите человека, который в этом силен, и подумайте — какие его стратегии вы можете адаптировать для себя?
Ваше развитие — в ваших руках. Главное — не бояться смотреть на тех, кто уже сделал шаг вперед. Еще больше практических рекомендаций по тому, как совершить квантовый скачок в своем развитии, — в книге.
По материалам книги «Гибкое сознание»
Заказать: