Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Некрополи Петербурга: 10 любопытных фактов
19 февраля

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Некрополи Санкт-Петербурга — это не только места упокоения, но и уникальные исторические хроники, запечатленные в камне. Они хранят биографии великих людей и удивительные тайны, неожиданные находки и причудливые традиции.

Принесли 10 фактов из «Некрополей Петербурга» Маргариты Николаевой — создательницы просветительского проекта Whatiscemetery. Из книги вы узнаете, какие символы скрываются на старинных надгробиях, где хоронили первых строителей города, как выглядели кладбища разных эпох и какие удивительные артефакты находят археологи под улицами современного Петербурга.

Бумажная книга Электронная книга



Некрополи Петербурга

1.

На Смоленском православном кладбище есть памятник Н. А. Стенбок-Фермор, богатейшей женщины Российской империи, в виде саркофага, полностью покрытого цветами.

2.

Там же можно найти надгробие-голгофу в виде Гром-камня, и скульптурные надгробия, и многочисленные ажурные кресты. С роскошными дореволюционными надгробиями соседствуют скромные советские бетонные кресты и многочисленные современные памятники, среди которых встречаются и весьма необычные примеры в виде мобильного телефона или шахматной доски.

3.

Несмотря на произошедшие в XX веке события, в Петербурге все еще можно посетить многие кладбища XVIII века. Так, хотя Сампсониевские кладбища были закрыты больше двухсот лет назад, мы все еще можем представить, как они выглядели раньше — все благодаря найденным во время современных археологических изысканий на территории некрополя старинным надгробиям: в основном это известняковые плиты с причудливым шрифтом и обязательными адамовыми головами в ногах.

Увидеть эти редкие для Петербурга примеры надгробных сооружений первой половины XVIII века можно в галереях Сампсониевского собора. Там же сохранились вмонтированные в стены памятные плиты. О самом кладбище напоминает небольшая стела в виде надгробия слева от храма с надписью «В память о захоронениях Сампсониевского кладбища XVIII века».

4.

На Малоохтинском кладбище старообрядцы-поморцы вели летоисчисление от сотворения мира, а не от Рождества Христова, поэтому на некоторых надгробиях встречаются даты вроде 7379 года.

5.

Некоторые могильные ограды на Никольском и Новодевичьем кладбищах выглядят точно так же, как решетки балконов доходных домов Петербурга — например, в точности совпадают балконная решетка дома № 127 по Садовой улице и ограда могилы Л. А. Кизель недалеко от входа на Новодевичье кладбище (11-й участок). Это объясняется тем, что производитель продавал решетку для разных целей: можно было приобрести ее для дома, а можно — для кладбища.


Ограда могилы Л. А. Кизель на Новодевичьем кладбище и балконная решетка дома на Садовой улице. Фото автора.

Узоры метлахской плитки на кладбищах тоже нередко совпадают с узорами в петербургских парадных. Все это только усиливает образ кладбища как некоего города в городе, позволяет бесконечно любоваться архитектурными деталями, общими для живых и мертвых.

6.

На закрытие первых официальных петербургских кладбищ, несомненно, повлияло официальное открытие указом Елизаветы Петровны в 1756 году комплексов Волковских и Смоленских кладбищ, которые почти на весь XIX век стали главными некрополями Петербурга. Этот же указ императрицы запретил хоронить на ранее открытых кладбищах — исключение было сделано только для знатных.

Еще одной причиной мог стать указ 1771 года о закрытии кладбищ в черте города по всей стране и основании новых за его пределами из-за эпидемии чумы. Аналогичный документ «О запрещении на погребение при церквах в черте города…» был опубликован в 1772 году в Петербурге. Возможно, страх перед неизвестной болезнью влиял сильнее, чем указ власти, и потому запрет на захоронения в черте города сработал.

7.

Указом Елизаветы Петровны от 1746 года было запрещено хоронить везде, кроме Ямского кладбища, Охты и Выборгской стороны. Этот запрет сильно ударил по жителям Васильевского и Петербургского островов: перевозить умерших через реки было непросто. Поэтому в 1755 году императрица дала разрешение «усопших со всего Петербургского острова хоронить при… церкви Преображения Господня, что в Колтовской слободе».

К 1779 году это кладбище считалось упраздненным, однако в 1799 году местные жители просили военного губернатора Петербурга открыть кладбище снова: людям приходилось «…сберегать усопшее тело в доме более десяти дней» во время ледохода и ледостава, что было неудобно, а кладбище на Аптекарском острове было расположено низко и подвергалось расхищениям. Кроме того, просители утверждали, что учреждение кладбища могло бы поправить материальные дела церкви, и предлагали удобное место — далеко от жилья, на высоком месте, не подвергавшемся наводнениям.

Однако жителям было отказано, «…ибо вокруг оного имеются обитательские дворы и напротив казенная полотняная фабрика, которым может происходить вредный запах, а притом Петербургская сторона имеет довольную обширность земли для кладбища на острове Аптекарском…».

8.

Сохранились сообщения о том, что в конце 1760-х тела на кладбище не успевали погребать и от них «происходила великая духота». Богословское кладбище было закрыто в 1788-м — тогда его думали «…несколько приблизить к Сампсониевской церкви на казенную землю и огородить забором, а Богословскую церковь упразднить», поскольку церковь служила пристанищем беглым людям. Позднее церковь разобрали на стройматериалы, но кладбище получило вторую жизнь в 1810 году — после того как Большеохтинское кладбище оказалось переполненным.


Предполагаемое местонахождение первого Богословского кладбища, 1824.

После эпидемии холеры в 1831 году старое Богословское кладбище, вероятно, было закрыто окончательно, но год спустя сообщалось, что «…на Богословском кладбище, по неимению ограды, кости человеческие обнажаются хищными зверями и пасется городское стадо, а потому и погребение там… весьма неприлично и даже противно уставам православной церкви».

9.

В конце 1970-х годов вновь появились предложения по использованию территорий закрытых кладбищ для городского строительства. К тому времени в Ленинграде было 7 действующих, 8 полузакрытых и 14 закрытых кладбищ.

Отмечалось, что «…генеральным планом развития Ленинграда, утвержденным… в 1966 году, к 1990 году намечалось превратить большинство городских кладбищ в парки и сады… <…> [однако] …использование их [территории закрытых кладбищ. — Прим. авт.] для нужд городского строительства, как показало обследование кладбищ, не может быть однозначным, т. е. только в качестве объектов озеленения».

Были предложены и конкретные решения: изъять больше 30 га из территории Смоленских кладбищ под парки, а существующие там захоронения перенести, разделив территорию кладбищ на две зоны: мемориальный парк-некрополь и сохраняемое благоустроенное закрытое кладбище. Армянское и Малоохтинское кладбища предполагали полностью превратить в сад с перезахоронением останков из посещаемых могил на одном из действующих кладбищ города, а имеющиеся ценные памятники и надгробия с непосещаемых могил перенести в какой-либо парк-некрополь. Другие закрытые кладбища также планировалось поделить на зоны с переносом захоронений.

Итог был следующий: «…всего из всей площади закрытых кладбищ, равной 175,5 га, в результате предполагаемого зонирования их территорий около 40 га займут мемориальные парки-некрополи, 45–50 га составит площадь сохраняемых закрытых кладбищ, около 80 га территории отойдет под сады и парки и примерно 10 га будет изъято под дорожное строительство». Но, как и во всех предыдущих случаях, кладбища по большей части остались в своем неизменном состоянии.

К сожалению, несмотря на невыполнение очередного плана по использованию территории кладбищ, некоторые некрополи все-таки пострадали от «городского строительства». Например, в 1980-х часть Смоленского православного кладбища отвели под постройку заводских цехов, а на нескольких участках Смоленского лютеранского кладбища построили пожарную часть. В то же время через Большеохтинское кладбище проложили дорогу — проспект Энергетиков. Надгробия с утраченных участков либо переносили на соседние, либо разбивали и использовали как строительный материал.

10.

Кладбища, как неотъемлемые части Петербурга, принимали на себя все изменения города, будь то война, увеличение количества жителей столицы или смена правителей. Но на кладбища влияли и различные природные явления, с которыми сталкивался Петербург.

Одним из таких явлений стало разрушительное наводнение 1824 года. Наводнения в городе случались и до и после, однако именно наводнение 1824 года, как одно из сильнейших за всю историю города, осталось запечатленным и на стенах Петербурга в виде небольших мраморных табличек, показывающих пугающе высокий уровень воды, и в личных дневниках петербуржцев, и в литературе, как отечественной (вспомните «Медного всадника»), так и зарубежной, и — что интересует нас больше всего — на кладбищах.


Плита на могиле погибших от наводнения 1824 года. Фото автора.

Сильнее всего от воды пострадали Смоленские кладбища, находящиеся на Васильевском острове. Вспоминают, что «…заборы вокруг него [православного кладбища. — Прим. авт.] были уничтожены, кресты с могил унесены на Петербургскую сторону, где в казенных заведениях топили ими печи в продолжении целой зимы.

Старыя могилы занесены землею, так что после трудно было определить самое их место. После наводнения некоторые совсем не нашли могил своих родственников. Некоторые монументы были свалены и разбиты, другие — подмыты водою, каменныя плиты сдвинуты с места и занесены землею, и весьма многия безвозвратно потеряны.

<…> Церковь Св. Архистратига Михаила так повреждена, что не оставалось никакой возможности исправить ее. Вне кладбищенской ограды траурное заведение разрушено, деревянные сараи и заборы при церковных домах и монументныя заведения частию повреждены, частию совершенно разрушены. Поврежден даже один из каменных церковных домов… его северная стена дала капитальныя трещины и отделилась от дома. Своды дали трещины и угрожали падением. Вода проникла и в богадельню и затопила ее… Словом, все кладбище, кроме большой церкви и одного каменного дома, было размыто, разрушено и приведено в страшный беспорядок».

Восстановление кладбища и его инфраструктуры заняло несколько лет.

Несмотря на, казалось бы, удаленность от большой воды, Волковское кладбище тоже было затронуто наводнением: «…на 12 верст [почти 13 км. — Прим. авт.] около П[етер]бурга простиралось наводнение, что гробы с телами мертвых, подмытые водою на Волковом кладбище, плавали по улицам».

Книга «Некрополи Петербурга» — это возможность погрузиться в мир, который часто остается за пределами экскурсионных маршрутов. Узнать, как менялся город, какие эпидемии переживало население, какие культурные и архитектурные тенденции господствовали в разные эпохи. И возможно, вдохновиться на собственное расследование — как показывает история, иногда самые неожиданные открытия скрываются там, где мы меньше всего ожидаем.

По материалам книги «Некрополи Петербурга».
Обложка и фотографии из книги.

МИФ Ozon Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи