Общество веками полагалось на патриархальные ценности. Истории великих завоеваний, революций и научных открытий чаще всего преподносятся через призму мужского опыта. Морин Мердок — доктор психологических наук, преподаватель, семейный консультант, писательница и художница — призывает нас увидеть, что традиционный мифологический нарратив и социальные установки не учитывают женский опыт.
Ее книга «Путешествие героини» — своего рода ответ «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла — вобрала в себя 30-летний опыт изучения положения женщины в обществе. На примере историй клиентов, сновидческих образов и древних мифов она раскрывает новую модель, отличную от мужской — путь женщины, который ведет к целостности через примирение с собственной природой.
Бумажная книга Электронная книга
Начало путешествия
Что же вынуждает женщин строить жизнь по мужскому сценарию? Почему рано или поздно нам приходится сразиться с внутренними демонами?
Героиня книги Мердок — собирательный образ. Женщинам на протяжении многих поколений навязывали две крайности: либо полное подчинение традиционным ролям патриархального общества, либо подражание мужскому способу достижения успеха.
Этапы путешествия героини. Иллюстрация из книги
«Поскольку патриархальные мифы скрывают много правды о женщинах, последним необходимо разработать новые формы, стили и язык для выражения своих знаний. Женщина должна обрести собственный голос», — пишет доктор Мердок.
Отказавшись от традиционных женских ролей и добившись иллюзорного успеха, женщина сталкивается с духовной пустотой. И это именно то, что приводит ее к глубинному пересмотру ценностей, примирению с собой и, в конце концов, к обретению истинной силы.
Отвержение женского начала, или Играем по мужским правилам
На первых этапах своего жизненного цикла она отделяется от всего, что связано с женственностью, стремясь завоевать признание в мужском мире. Она подавляет эмоции, конкурирует, становится жестче, выбирает рациональность и осваивает традиционно мужские профессии. Но однажды осознает: этот путь приносит не радость, а опустошение.
Сценарий «отвержения женского» часто проявляется в подростковом возрасте, когда девочки начинают отвергать не только все «девчачье», но и отстраняются от матери — видя либо ее уязвимое положение в семье, либо воспринимая как фактор ограничения свободы. Это приводит к глубокому и болезненному внутреннему расколу.
Столкновение с внутренней пустотой
Долго так продолжаться не может. Рано или поздно наступает момент осознания: что-то не так. Женщина достигает успеха, но ощущает, что потеряла что-то важное. Ее окружает профессиональное признание, стабильность, но нет чувства полноты жизни. Она ощущает усталость, выгорание, раздражение и растущее отчуждение от самой себя.
Осознав, что старые ориентиры больше не работают, женщина начинает путешествие вглубь себя. Она исследует свои страхи, сомнения, подавленные желания. Этот период может быть очень тяжелым, но он необходим для перехода на новый уровень.
Автор пишет: «Они достигли вершины карьерной лестницы и обнаружили, что зашли в тупик, будто просчитались в самом начале».
Это напоминает архетипическое «нисхождение в подземный мир», которое встречается в мифах разных народов. В греческой мифологии Персефона, похищенная Аидом, проходит через трансформацию: сначала она жертва, но затем становится царицей подземного мира. Женщина в кризисе тоже переживает этот путь — от потери себя к новому осознанию.
Есть простое упражнение, которое помогает утихомирить внутреннего тирана и научить искусству довольства собой. Возьмите лист бумаги и разделите его на три колонки. В первой запишите, что сделали за день, например: «я прополола грядку». Во второй — «я довольна», а в третьей — «и этого достаточно!». Повторяя это в течение месяца, вы постепенно избавитесь от ощущения, что всего всегда недостаточно.
Исцеление внутреннего раскола и примирение с собой
После глубокого внутреннего поиска женщина начинает новый этап своего путешествия — примирение с собой. Этот этап связан с тем, чтобы перестать бороться с собственной природой и научиться принимать себя такой, какая она есть. Героиня осознает: чтобы обрести внутренний покой, ей не нужно больше доказывать свою ценность, бороться с тенью матери или соответствовать чужим ожиданиям.
Она перестает подгонять свою жизнь под чужие стандарты и начинает строить ее на основе своих истинных потребностей. Это не означает ухода в пассивность — наоборот, это выход на новый уровень осознанности и обретение внутренней силы.
Героиня интегрирует в себе и мужские, и женские качества. Она уже не отвергает ни рациональность, ни интуицию, ни силу, ни мягкость. Теперь она находит баланс между этими аспектами, понимая, что быть целостной — это не выбор одной стороны, а гармоничное соединение всех частей своей личности.
Этот этап пути можно назвать обретением внутренней мудрости. Женщина, прошедшая через борьбу, кризис и поиски себя, теперь готова делиться своим опытом и помогать другим. Она больше не зависит от внешнего признания — она становится источником силы для себя и окружающих.
Для кого эта книга
Сегодня, как и 30 лет назад, когда впервые была написана книга, по-прежнему важно пересмотреть, что значит быть героиней. Ее путь — не борьба за власть, не покорение и не доминирование, а умение находить гармонию, объединяя в себе мужские и женские качества.
Тем, кто начинает искать свое место в мире — она поможет понять, как культура формирует наше представление о себе и почему навязанные ценности мешают женщинам раскрыть свою истинную природу.
Тем, кто интересуется феминизмом и женским саморазвитием — глубже раскроет внутренние трансформации, через которые проходит каждая женщина, и позволит увидеть в них отражение собственного опыта.
Тем, кто изучает психологию и мифологию — «Путешествие героини» позволит более широко взглянуть на привычные концепции.
Женщины могут привнести в этот мир больше знаний и мудрости, чтобы вернуть утраченное равновесие. Мы — путники, отправляющиеся в совместное путешествие, чтобы учиться уважать и ценить все проявления жизни, видимые и скрытые. В этом — наша сила.
Иллюстрации к статье: Freepik.com.