Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Сделать невидимое измеримым. Что такое психометрика и как она помогает управлять EdTech-продуктами
11 февраля

Елена Исупова
Елена Исупова

Как тогда убедиться, что учебный контент работает, а студенты достигают учебных целей? Что надо улучшить в образовательной части продукта, чтобы добиться бизнес-результатов? Эти вопросы регулярно встают перед каждым EdTech-проектом. Ответы на них дает психометрика — наука об измерениях в образовании. Узнаем о ней больше из новинки Дмитрия Аббакумова «Психометрика в EdTech: первые шаги», которую мы выпустили совместно с Яндекс Практикумом.

Бумажная книга Электронная книга



Психометрика в EdTech: первые шаги

Образование: что измерять?

Удобно, когда работаешь с чем-то осязаемым. Всегда можно оценить результаты своей работы: взвесить урожай яблок, подсчитать количество перевезенных пассажиров или позиций в товарном чеке. Сравнивая полученные значения, можно оценить, в каком году урожай был выше, в какое время суток люди чаще пользуются такси и какие товарные позиции лучше всего продаются, а на основании этих сравнений принимать взвешенные решения: выбрать более эффективное удобрение, спрогнозировать необходимое количество такси на линии, чтобы удовлетворить спрос и не спровоцировать простой, заранее в нужном количестве заказать хорошо продающийся товар.

Образованию в этом смысле повезло меньше: его основной продукт скрыт от непосредственного наблюдения. Невозможно, посмотрев на двух студентов, сказать, кто из них лучше знает предмет. Нет инструментов, которые, подобно весам или рулетке, покажут, каков запас знаний у человека. И даже если поместить его в дорогостоящий современный сканер, мы не узнаем, сколько информации в его голове.

Появление психометрики

Ученые и практики издавна предпринимают попытки измерить невидимое. В литературе можно проследить, что еще за 500 лет до нашей эры Конфуций делал первые «педагогические измерения»: наблюдал за учениками, их активностью и мотивацией — и сопоставлял полученные данные с их результатами. Однако системно такими измерениями стали заниматься только во второй половине XIX века.

Ясно, что память, знания или способности по своей сути являются ненаблюдаемыми (неосязаемыми) характеристиками. И чтобы их измерить, нужно обеспечить им возможность как-то проявиться. Именно для этого российский профессор Александр Нечаев давал учащимся слова и через какое-то время просил их воспроизвести. Воспроизведение слов (а в исследованиях американца Луиса Тёрстоуна — решение вычислительных задач) уже можно было пронаблюдать и подсчитать.


Лабораторное измерение скорости решения заданий студентами. — Иллюстрация из книги

Это и есть главный принцип психометрики: чтобы измерить невидимое, нужно дать ему проявиться через наблюдаемое поведение, а затем воспользоваться специальной статистической формулой для обработки результатов этих наблюдений и вычисления соответствующей метрики.

Что за метрики?

В качестве ключевых метрик автор книги предлагает ориентироваться на «супербалл», посильность, успеваемость и дельту. Поскольку эти показатели являются новыми для онлайн-образования, он обосновывает их с помощью научного метода, проверяет на практическую полезность и связывает с бизнесовыми метриками. Получилась не просто теория, а руководство к действию для всех, кто хочет усовершенствовать образовательные платформы.

Автор книги Дмитрий Аббакумов — научный консультант,
а в 2021-2023-м — главный психометрик Яндекс Практикума, платформы образовательных онлайн-курсов. Сегодня сервис проводит множество статистических исследований и экспериментов, которые позволяют лучше понять паттерны поведения студентов и то, какие образовательные методы им ближе. Для повышения эффективности курсов Практикум разрабатывает адаптивный подход к обучению, технологии доучивания и достижения нужного уровня навыков. Задача, которую решает книга, — поделиться накопленным опытом Дмитрия с теми, кому такие знания будут полезны в работе: с методистами, аналитиками и продакт-менеджерами в сфере онлайн-образования, преподавателями в EdTech, создателями образовательных онлайн-продуктов, специалистами HR Tech, желающими внедрить доказательные подходы в корпоративное образование.

Узнайте больше из книги «Психометрика в EdTech: первые шаги»

МИФ Яндекс Книги

Обложка поста — freepik.com

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи