Венчурные инвесторы часто принимают решение, нравится ли им идея стартапа, не встречаясь с основателями и даже не изучая краткую презентацию о проекте. Кроме того, настоящие венчурные инвесторы каждый день получают не пять предложений, а тысячи. В результате им приходится идти на непростой компромисс. С одной стороны, они без устали работают над тем, чтобы увеличить поток поступающих к ним идей. С другой стороны, поскольку у них нет времени, чтобы тщательно изучить их все, они вынуждены увеличивать скорость принятия решений, но так, чтобы не терять в качестве. Ориентиром для них служат лишь несколько вопросов: именно эти вопросы помогают быстро решить, является эта идея золотой жилой или ловушкой. Рассказываем о том, как принимать решения, руководствуясь методами успешных инвесторов, — в любой сфере жизни, а не только в бизнесе. Материал подготовлен по книге «Венчурное мышление».
Метод «красного флага»
Итак, венчурные инвесторы никогда не изучают всю информацию о проекте, даже если она у них есть. Скорее, они находятся в поиске той причины, которая заставит их отвергнуть идею. Это один из приемов мышления венчурного инвестора, который называется методом «критической уязвимости», или методом «красного флага».
Этот метод, заставляющий быстро отвергать проекты, может показаться странным, и он действительно выглядит непохожим на обычный процесс принятия решений. Но так ли это в самом деле?
Представьте себе, что во время путешествия с семьей вы приехали в новый город, где вам нужно выбрать ресторан для ужина. В интернете сотни вариантов. Если вы будете изучать каждый из них одинаково дотошно, то, вероятно, просидите весь вечер голодным под плач вашего ребенка.
Вместо того чтобы изучать все варианты, вы можете отбросить часть из них, применив метод «красных флагов». Например, вы можете удалить из списка все слишком дорогие рестораны или заведения с рейтингом ниже 4 из 5 и те, которые не подходят для детей. Вы можете значительно сократить список, даже не обладая полной картиной; чтобы отклонить вариант, достаточно одного «красного флага». Именно поэтому скоро вы уже садитесь в машину и едете в ресторан, который вам понравился. Если число вариантов слишком велико, вам часто приходится принимать решения на лету — когда вы снимаете номер в отеле, выбираете книгу в подарок для друга или покупаете кухонные принадлежности на сайте Amazon.
Поток возможностей
Скорее всего, вы очень эффективно применяете метод критического недостатка, даже не задумываясь об этом. Но когда дело доходит до решений в сфере бизнеса, мы почему-то перестаем доверять методу «красных флагов». Вместо этого пытаемся выяснить, соответствует ли опция всем условиям.
Именно такой подход мы видим в традиционной бизнес-среде: вы начинаете с небольшого списка идей и тщательно анализируете каждую. Но подход, который работает в обычных случаях, не сработает в эпоху серьезных потрясений. Как же избежать этой ловушки?
Для этого нужно просто не изучать все варианты. В начале пути венчурные инвесторы сталкиваются с огромным потоком потенциальных сделок, изучить их все кажется невозможно, но затем они ловко и эффективно сужают воронку, чтобы сфокусироваться на самых многообещающих проектах.
Венчурные инвесторы упрощают на первый взгляд невероятно сложный процесс отбора сделок. Вместо того чтобы перейти на следующий этап рассмотрения сделки, они ищут вескую причину отклонить эту возможность. Ключевое слово «отклонить»; это уникальная особенность венчурного мышления, поскольку инвесторы изначально ищут не убедительную причину инвестировать в проект, а вескую причину не идти в сделку. Большинство стартапов, которые привлекли внимание инвесторов, так и не доходит до следующего этапа рассмотрения. Инвесторы быстро изучают идеи и сразу отклоняют предложения. На то, чтобы принять отрицательное решение, часто достаточно нескольких минут.
Из книги «Венчурное мышление».