Встречать Новый год можно не только в зимнюю ночь 31 декабря, но еще весной, осенью и даже летом. При этом на столе будут, к примеру, загадочные шарики из теста под названием йăва, а не привычная селедка под шубой.
Авторы книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» предлагают расширить наши представления о любимом празднике и окунуться в водоворот необычных угощений и традиций.
Бумажная книга Электронная книга
Калмыцкий чай
Новый год в Калмыкии называют Зул (от «лампада», «свеча») и празднуют в ноябре-декабре. Началом нового года считается 25-е число первого зимнего месяца.
Новый год наступает не в полночь, а ранним утром. Оно в калмыцких семьях начинается с чая. Сначала его подносят самому старшему из мужчин, потом хозяину дома, затем хозяйке и младшим членам семьи.
Изобретение калмыцкого чая легенды приписывают самому ламе Дзонкаве: когда-то он страдал от неизвестного недуга, но смог излечиться, семь дней выпивая на голодный желудок целебный напиток из чая, молока и соли.
Если праздничное утро — это исключительно семейное время, то позже в дом зовут гостей, которых угощают чаем и пирожками-борцоками. Хождение в гости сопровождается обменом подарками (среди которых популярен чай) и пожеланиями всяческих благ, в частности — долголетия.
Во время праздника Зул произносят и особые магические благопожелания-йорелы, приуроченные к разным этапам этого важного дня: йорел чаю, сваренному на празднике, йорел в честь новых и прожитых лет, йорел обряду «брать возраст».
Праздничный хлеб у лакцев
В первый праздничный вечер лакцы (коренной народ Северного Кавказа и Дагестана) варят особую обрядовую кашу хъурунхъусса — зерно для нее мелят на ручной каменной мельнице за несколько дней до начала Интнил хьхьу. У этого блюда есть и другое название: къатта тату («чтобы дома было густо»), которое точно отражает, для чего вообще его готовят.
Стараются сварить побольше, чтобы угостить всех, да еще и на завтра оставить — тогда достаток в следующем году точно обеспечен. Пекут специальный хлеб — барта. Часто в него запекают яйцо, а верх украшают орехами, изюмом, горохом, финиками.
Такая красивая композиция — къаз — главное украшение праздничного стола у другого народа Дагестана — лезгинов. Для нее используется пучок пророщенной пшеницы, перевязанный красной лентой.
Барта разнообразен по форме: это может быть большой бублик, животное, например баран, цветок, человек с руками, ногами и животом в виде яйца или просто круг. Обычно такой хлеб пекут не один: во-первых, для каждого члена семьи, во-вторых, с запасом, чтобы гостей попотчевать.
А еще с этими хлебцами дети выбегают на улицу показать друг другу, какие у кого получились, — не стесняются, хвастаются! Так много обрядового хлеба готовят не случайно. Для лакцев-земледельцев урожай зерна особенно важен, а период Нового года — время, когда можно специальными ритуалами и предметами воздействовать на силы природы и просить их о достатке.
Блины вместо оливье
Марийцы — коренной народ междуречья Вятки и Ветлуги — празднуют Шорыкйол (в период с 7 по 19 января).
Они стряпают пельмени с монетками и лыковыми кусочками — кому попадет деньга, того богатство ждет, кому лыко — тоже неплохо: скот будет хорошо плодиться. Запекают баранью голову, варят суп из баранины, готовят ватрушки из картофельного пюре с конопляными семенами.
В первый и последний день праздника хозяин обязательно молится, обращаясь к празднику, — просит здоровья семье, приплода скота, богатого урожая и прочих благ, каких пожелает. Затем бросает несколько кусочков блина в печь и просит огонь передать пожелания и жертву Шорыкйолу.
Белые угощения у бурятов
Новый год у бурятов называется Сагаалган. К празднику начинают готовиться заранее. Сначала идут в дацаны (буддийские монастыри), чтобы попасть к астрологу, получить гороскоп на новый год и узнать, какие ритуалы следует провести в доме перед праздником.
Самые главные и обязательные блюда — «белые»: сметана, сушеные пенки, сыр, творог, простокваша — считается, что они очищают человека и влияют на будущее плодородие. Для детей припасают сладости. Не обходится праздничный стол и без мясного, например традиционных бууз. Можно сравнить их с русскими пельменями, только мясо используют нарубленное, а сверху делают небольшое отверстие.
Угощение готовят не только для людей, но и для божеств — обычно отваривают баранью грудинку. Окуривают можжевельником дом, себя, всех домочадцев. Перед домашним алтарем, где стоят изображения бурханов (богов), зажигают лампады, ставят еду. Украшают вход юрты хвойными ветками.
За два дня до Сагаалгана дома готовят пресное тесто: смешивают муку с водой. Его нужно делать достаточно плотным, чтобы оно не прилипало к коже. Тестом обтирают себя с головы до ног, кладут его в пакет и отвозят в костер Дугжууба, который разожгут в новогоднюю ночь возле дацанов. Суть обряда — очистить себя от всего плохого, что было в ушедшем году.
Шарики из теста в Чувашии
Новый год в Чувашии называют Сурхури. В этот день дети и молодежь ходят по домам с котомками и выкрикивают: «Сурхури! Да будет горох высок! Да будут хлеба хороши!», а хозяева угощают их пирогами, орехами и предлагают горох — чтобы они тут же рассыпали его по полу и пожелали хорошего урожая и приплода скота.
В эти дни нужно обязательно плотно наесться, чтобы быть обеспеченным весь год. Пекут йăва — особые шарики из теста, которые раздают детям. У того, кто поленился и не испек йăва, овцы плодиться не будут — верят чуваши. Готовят новогоднюю кашу, новогоднюю лепешку, колбасу и жареный горох, а еще гадательные пельмени с различной начинкой — монетами, солью, мукой.
На второй день нового года молодежь мажет лицо сажей, выворачивает шубы, изображает медведей, стариков, солдат, парни переодеваются в девушек. Они разыгрывают юмористические сценки, пугают встречных, валяют их в снегу.
Пироги с солью у вепсов
У вепсов — народа финно-угорской языковой группы (Карелия, Вологодская и Ленинградская области) Принято считать, что обильный стол в первые дни нового года гарантирует сытость на весь год. Рождественская трапеза — сугубо семейная, без посторонних, а новогодний пир — многолюдный, когда ходят друг к другу в гости, собираются веселыми компаниями.
Любимые зимние лакомства — пироги. Из пшеничной муки с начинкой из толокна или сахара называются pirgad. Один такой пирог делается с солью и считается счастливым (ozan pirg): тот, кому он достается, должен в этом году вступить в брак.
У северных вепсов большой круглый ржаной пирог kourig украшает стол все святочные дни (на нем стоит солонка), а потом используется в обрядах хозяйственной магии — при первом выгоне скота или в начале жатвы. У них же suurin kaš — ячневая каша, которую хозяева дома разбрасывают ложками, стоя на крыльце, чтобы заморозки не погубили первые посевы.
Вместо каши можно использовать овсяный кисель (ср. с другими угощениями для Мороза). Та же ячневая каша использовалась и в святочных шутках: девушки тайком замазывали ею окна в домах парней и призывали Мороз (Pakaine) морозить не посевы, а лучше некоторые части тела молодых людей. Те не были рады такой перспективе и в ответ ловили девушек-обидчиц.
У южных вепсов готовится каша из ржаной муки (pudr). Чугунок с нею относят на гумно и угощают духов-покровителей в обмен на богатый урожай в наступившем году. Новогодним утром старейший мужчина семьи приносит туда кашу и кислое молоко, просит о помощи в сборе нового урожая и съедает все, чтобы и в наступившем году было что есть. Также угощением с праздничного стола делятся с духами-покровителями хлева: хозяйка в каждом углу оставляет чай и сахар и просит беречь скотину.
Козули (северные пряники) в Архангельской области
Главное зимнее лакомство — козули — северные расписные пряники из ржаного теста, изображающие животных (оленя, коня, корову). Их замешивают на жженом сахаре, который дает темный цвет. Современные козули плоские, и вырезают их из теста как печенье, а вот давние холмогорские и мезенские пряники лепили в виде маленьких объемных фигурок.
Таким десертом нужно было обязательно поделиться с домашними питомцами. Если не успели раздарить все испеченные козули — ничего страшного. Говорят, что со временем они становятся только вкуснее и могут храниться целый год. В Архангельске есть специальный музей, посвященный этим северным пряникам.
Козулями можно одаривать детей, ходящих утром по домам славить Рождество, или ряженых («наряжух»), которые святочными вечерами обходят соседей с песнями-благопожеланиями.
Большой круглый пирог у осетин
Обильное новогоднее угощение у осетин считается залогом сытости на весь приходящий год. Важное место на праздничном столе занимают пироги и фигурные печенья из пшеничной муки.
Пирог делится на части по количеству членов семьи, в том числе будущих (беременная женщина получает два куска). Иногда в пироге попадаются посторонние предметы: монета, хлебное зерно, пучок овечьей шерсти. Тот, кто это обнаруживает в своей порции, не расстраивается, а гадает о будущем: монета — к богатству, зерно — к урожаю, шерсть — к обильному стаду.
Большой артхурон на столе сопровождают три маленьких пирога с сыром и маслом (их название переводится как «детки»), а еще шесть треугольных пирогов (с тремя из них старики идут в хлев молиться о благополучии скота, с тремя другими — на гумно молиться о будущем урожае) и множество фигурных булочек басылта (в виде быков, баранов, ярма, сохи).
Незамужним девушкам предназначены пирожки с солью: ложась спать, нужно попросить суженого принести воды для избавления от жажды — тогда он приснится.
По материалам книги «Страшный, таинственный, разный Новый год».
Зака
Заказать