В МИФе классика мировой и русской литературы издается в нескольких форматах: в классическом дизайне, с Young Adult обложками и в виде покетбуков. Последний — книги из «Белой серии», издания в мягком переплете с сюрреалистичными обложками. Попросили арт-директора МИФа Максима Гранько рассказать, как проходила работа над серией и какие отсылки и символы скрыты в иллюстрациях на обложках.
— Максим, как появилась идея создать «Белую серию» для классики?
Изначально «Белая серия» была студенческим упражнением по декоративной живописи, где изучался в том числе цифровой (то есть не аналоговый) сюрреализм и коллажирование. Тогда я создал одну обложку для книги «Моби Дик, или Белый Кит». Но примерно через два года снова вернулся к проекту и сделал еще несколько обложек, в том числе для романа «Человек-невидимка». Результат я отправил на американский конкурс для крупного издателя, но ответа не получил.
В итоге серия с сюрреалистичными обложками висела у меня в портфолио примерно четыре года. В 2023 году я устроился арт-директором в МИФ — и здесь этот проект заметили. Так у него началась новая жизнь.
Книги, с которых началась работа на Белой серией.
— Как создавались обложки? Какие произведения стали первыми в серии и были ли сложности в работе?
Работа на серией стартовала с разработки обложек для шести книг. Две — «Моби Дик» и «Человек-невидимка» — были сильно переработаны, а остальные четыре созданы с нуля. В основе дизайна — любовь к сюрреализму, в частности к работам авангардистов на рубеже XIX–XX веков. Хотя из-за минималистичного оформления книги эстетически получились ближе к модернизму. Но если забыть о разных старых «измах», главное состоит в том, что я хотел сделать белые, чистые обложки в контраст тому, что мы привыкли видеть на рынке художественной литературы.
*Когда силуэт залит не только цветом, но и текстурой
Главной проблемой стал подход к дизайну — как сделать так, чтобы все книги серии были выполнены в едином стиле? В этом плане пришлось поступиться некоторыми вещами и несколько раз переделывать отдельные детали разных книг, чтобы понять наши возможности. Базой стало использование текстурированных силуэтов* для мелких персонажей, черно-белые иллюстрации для основной массы коллажа, несложные композиции и главное — яркие цветовые акценты.
Но позже мы поняли, что на простом черно-белом макете не вытянуть все книги: ведь мы работаем с готовыми фотографиями и ретушью, а значит, ограничены ресурсами и идеями. Поэтому мы добавили возможность вносить приглушенные цвета, которые показывают текстуру предметов — кожу, дерево, металл, — но обязательно нейтральные, чтобы не воровать внимание у акцентов. Наиболее очевидно такое решение на книгах «Моби Дик» и «Этюд в багровых тонах», где акценты малы и точечны, поэтому предметам с фактурой дерева и кожи мы добавили характерные коричневые цвета.
На обложках книг видны точечные акценты золотом — фольга на шоколадке «1984» и ободок трубки Шерлока Холмса.
Мы также решили, что нелогично оставлять черно-белыми эмоционально важные детали. Например, тонкую полоску золота на трубке Холмса, а также фольгу на шоколадке «1984», где вся суть изображения состоит в контрасте между красивой плиткой шоколада и тем, что скрыто за ее фасадом. Так и появились золотистые акценты.
— Расскажите подробнее о выборе иллюстраций для обложек. Почему они именно такие?
С самого начала концепция дизайна имела символический подход. На передней обложке мы изображаем решение некоей проблемы книги, конец конфликта, а сзади — сам конфликт или его завязку. Например, на передней обложке «Моби Дика» мы видим пустую лодку в спокойной воде, наложенную на вертикальный фрагмент хвоста кита (еще одна отсылка на конец конфликта), а на задней стороне все закручено в бой с самим собой и в первую очередь с непослушной головой Моби.
В издании романа «Преступление и наказание» спереди идет сбалансированная, но острая и опасная композиция — буквально на острие топора показывается конфликт в душе Раскольникова. А сзади мы вполне однозначно видим еще живую старушку в доме-гробе, как бы намекающем, что там случится что-то неизбежное и мрачное.
Романы «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в формате покетбуков.
Любопытно, что не для всех обложек получилось сделать хронологическую связку с началом и финалом конфликта, потому что в некоторых романах символизм образов и персонажей преобладает над сложным сюжетом. Но мы все равно старались соблюдать логику «до» и «после». Например, на обложке произведения «Мастер и Маргарита» сзади часы пробивают полночь, а спереди из дыма появляется всеми любимый кот Бегемот: здесь логика в порядке изображений продиктована больше последовательным символизмом на основе знакомых читателям сцен из книги. То же самое мы видим на издании «Человека-невидимки», где сцены между передней и задней обложками происходят как бы с разницей в пять секунд.
В целом «Вечные истории. Белая серия» — ценный проект для меня: это интересно и сложно делать покетбуки в мягкой обложке визуально эстетически дорогими.