Колдуны встречаются в легендах самых разных культур. Нередко в этих историях описывается конкретный маг, ставший ярчайшим символом, например Мерлин в Европе. В средневековой Японии такой фигурой был оммёдзи Абэ Сэймэй, чей образ в наше время вдохновляет писателей и мангак. Заглянули в книгу «Темная сторона средневековой Японии», чтобы узнать, кем был великий японский маг и какое учение он практиковал.
Темная сторона средневековой Японии
Оккультное учение оммёдо
На магические практики в Японии большое влияние оказала китайская культура. В VI веке для японских правителей Китай был государством-образцом дальневосточной материковой цивилизации. Они стремились установить прочные отношения с этим могущественным государством и направляли туда посольства, устанавливали вассальные отношения. В Японию прибывали опытные специалисты — носители китайской культуры и образованности. На протяжении первых трех столетий шел интенсивный процесс заимствования китайской модели мироустройства. В Китай посылались молодые аристократы для обучения наукам, в Японию завозились новые идеи, знания, предметы роскоши. Не стало исключением и китайское искусство инь и ян — гадательная и магическая практика.
Уже в VIII веке среди прочих придворных ведомств появилось новое, названное «Палата Темного и Светлого начал» — по-японски это звучит как Оммёрё. Чиновники, служившие в этом ведомстве, были людьми занятыми: они занимались геомантией — гаданием по местности, наблюдали за природой и выискивали необычные явления, природные катаклизмы, составляли персональные календари на каждый день, следили за движением небесных тел, отмеряли время водяными часами, обучали студентов и имели право лично докладывать императору об особенных событиях.
Учение оммёдо на протяжении своего существования впитывало японские мифологические представления и ритуалы: суеверия, веру в духов предков, умилостивление злобных демонов, гадания, экзорцизм, наведение порчи на врага, обряды очищения и исцеления.
Оммёдо завоевало популярность как в столице, так и в провинции. На протяжении всей эпохи Хэйан аристократия старалась тщательно следовать рекомендациям мастеров оммёдзи — людей, практикующих оммёдо. Например, чтобы избежать неприятностей и крупных неудач, аристократы ежегодно обращались к оммёдзи для составления личного календаря. Такой календарь должен был быть у каждого, однако находились люди, открыто критиковавшие учение инь-ян за создание искусственных помех в повседневной жизни.
*Период Хэйан продлился в истории Японии с 794 до 1185 год.
История оммёдо в Японии показывает, что наибольший расцвет этой магико-мантической практики пришелся на середину эпохи Хэйан*, время правления регента Фудзивары Митинаги, и связан с деятельностью придворного оммёдзи Абэ Сэймэя.
Регент был влиятельным представителем северной ветви аристократического клана Фудзивара, который фактически захватил всю власть в Японии эпохи Хэйан. Фудзивара поставляли ко двору своих дочерей в качестве императорских жен, сроднившись таким образом с правящей династией. Фудзивара Митинага был регентом своего малолетнего внука и фактически управлял страной. Несомненно, у такого выдающегося политика было множество соперников и заклятых врагов, магия же могла послужить защитой от любого негативного воздействия с их стороны. За предписаниями и советами всемогущий регент обращался к великому оммёдзи Абэ Сэймэю, чье имя было увековечено в придворных документах и изящной прозе эпохи Хэйан.
Великий маг и его посыльные духи
Абэ Сэймэй был чиновником Оммёрё — Палаты Темного и Светлого начал, обладал незаурядным даром гадателя и оставался незаменимым оммёдзи при Фудзиваре Митинаге вплоть до самой своей смерти в возрасте восьмидесяти пяти лет.
Скульптурное изображение мага Сэймэя в святилище Абэ Сэймэй дзиндзя, Киото.
Сэймэй часто упоминается как в личных дневниках и произведениях выдающихся придворных аристократов — в качестве прозорливого мага и гадателя, — так и в придворных хрониках и дневниках некоторых чиновников. Бóльшую часть своей долгой жизни Абэ Сэймэй ведал делами Оммёрё. Он имел должность доктора астрологии и 5-й ранг (сравнительно невысокий), относился к привилегированному кругу высшей аристократии, состоял на службе у самого Фудзивары Митинаги, членов императорской фамилии и высшей знати, никогда не выполняя заказы простых жителей.
Легенды вокруг личности Сэймэя складывались еще при его жизни. Многие связывали его способности в магических практиках с тем, что его матерью была лисица-оборотень, передавшая ему сверхъестественный дар по наследству. Другие же были убеждены, что Сэймэй умел превращать неодушевленные предметы, например лист бумаги, в посыльных духов или животных: псов, птиц, — которые исполняли любое поручение мага, а вернувшись, вновь превращались в лист бумаги. Слухи вокруг великого оммёдзи плодились день ото дня — его силы боялись горожане, а другие маги и колдуны завидовали и даже пытались открыто соперничать с ним.
Сикигами
Об оккультных духах-посыльных стоит рассказать подробнее. Их называли сикигами или сикидзин. Это были духи-демоны, прислуживавшие мастерам оммёдо. Как известно из письменных источников эпохи Хэйан, всего на службе оммёдо, равно как и у самого Сэймэя, состояло двенадцать демонов, имена и функции каждого были известны. Сикигами, описанные в литературе, — это зачастую бесплотные духи, а иногда бумажные фигурки, которые их хозяин может оживить, произнеся заклинание, и так же просто вернуть в прежнее состояние, скажем, превратив снова в цельный лист бумаги.
Такие сикигами бывали самыми верными и надежными прислужниками. Жители столицы верили, что бестелесные духи выполняли мелкие поручения Сэймэя по дому: опускали и поднимали бамбуковые шторы, когда это было необходимо, запирали ворота, передавали сообщения от хозяина адресату. Тем не менее было бы ошибкой считать сикигами безобидными слугами-марионетками — в руках злонамеренных оммёдзи и колдунов они могли оборачиваться в птиц и зверей, вселяться в животных и управлять ими, насылать проклятия или убивать человека на расстоянии.
Оккультная сторона оммёдо была под силу лишь сильнейшим магам — ведь сикигами могли вселяться и в людей, даже нападать на самих мастеров, вырвавшись из-под их контроля. Наиболее сильные знатоки оммёдо могли направлять чужих сикигами против их же хозяев. Бывало, что мастер долго не давал своим прислужникам заданий, и тогда они могли действовать самостоятельно, насылая порчу и проклятия.
Сэймэй в окружении сикигами. По свитку «Летопись о рыдающем Фудо», XV в.
Первым и основным изображением сикигами можно считать иллюстрированный свиток «Летопись о рыдающем Фудо» (наки фудо энги, конец XIII в.). На свитке изображен сам Сэймэй в окружении своих прислужников перед ритуальным столом с яствами. Содержание этого фрагмента свитка связано с историей о проведении спасительного ритуала изгнания хвори из больного. Двое сикигами нарисованы в виде маленьких человечков с несколько демонической внешностью, а пятеро восседают перед жертвенным столом в облике безобразных существ.
Примечательно, что этот свиток и его разные вариации так и остались единственными авторитетными изобразительными источниками по этому вопросу и впоследствии задали тон традиции изображения представителей народной демонологии. Так одной сплетни о том, как ужасны сикигами Абэ Сэймэя и как их боится его жена, стало достаточно, чтобы художник XIII века пустил в ход всю свою фантазию и изобразил этих существ именно такими.
По материалам книги «Темная сторона средневековой Японии»
Где заказать