Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» повлиял не только на русскую, но и на мировую литературу, вызвал бурную полемику в обществе сразу после публикации и волнует читателей до сих пор. Идея произведения зародилась, когда писатель отбывал наказание на каторге в Омске. Текст, начинавшийся как исповедь, превратился, по словам автора, в «психологический отчет одного преступления».
В поисках интересных фактов о романе и его ключевых темах заглянули в книгу «Главное в истории литературы». Публикуем фрагмент о величайшем произведении.
***
В 1849 году Достоевского (1821–1881) приговорили к смертной казни за революционную деятельность, но провели инсценировку казни, после чего отправили на каторгу в Сибирь. Пережитое нашло отражение в его произведениях. Религиозность всегда боролась в Достоевском с природным скептицизмом. Он презирал крепостное право и интеллигенцию, мнившую, что ей одной известно, в чем нуждаются крестьяне.
Портрет Федора Михайловича Достоевского. Худ. Василий Перов. 1872.
Роман «Преступление и наказание» считается величайшим произведением в жанре психологического реализма. В психологическом романе писателя интересуют внутренняя жизнь и мотивация персонажей, их чувства и мысли: в книге Достоевского упор делается не столько на убийство, которое совершает герой, сколько на состояние его ума до, во время и после совершения преступления. Давайте коротко пройдемся по сюжету и главному конфликту.
Родион Раскольников — главный герой романа — решает совершить убийство, убедив себя, что делает это по разумным причинам. Изучив деяния великих — от Юлия Цезаря до Наполеона Бонапарта, он приходит к выводу, что выдающиеся представители человечества имеют право отклониться от общепринятых моральных норм. Вооружившись этой теорией, он заключает, что убийство петербургской старухи-процентщицы можно нравственно оправдать, так как ее деньги пойдут на благое дело. Он убивает жертву топором и начинает рыскать по ящикам ее стола, но в тот самый момент в комнату заходит ее сводная сестра, и Раскольникову приходится убить и ее.
«Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно».
С этой минуты совесть не дает ему покоя, а угрызения усугубляются допросами Порфирия Петровича, следователя, уверенного в виновности Раскольникова, но неспособного ее доказать. В конце концов груз ответственности становится слишком велик, и Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам каторги в Сибири, но даже в этом наказании он не находит избавления; его совесть успокаивается, лишь когда он понимает, что счастье нужно заслужить страданиями.
В МИФе роман издается в трех вариантах оформления: в белом покетбуке, c Young adult обложкой и в классическом дизайне.