Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Эмоции рациональны». Разбираемся, как работают эмоции и для чего они нужны
15 ноября 571 просмотр

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Доктор наук и психолог Майя Джикич считает, что эмоции — одна из пяти ключевых сфер нашей личности, наряду с мотивацией, поведением, разумом и телом. И для устойчивых изменений в жизни необходимо поддерживать все эти пять сфер в гармонии. В своей книге «Создай нового себя» она описывает авторскую систему трансформации — колесо перемен, которое поможет собрать все части личности в единое целое, чтобы идти по пути саморазвития, который подходит именно вам.

В этой статье разбираемся, как устроены эмоции и почему важно не игнорировать их, а прислушиваться к ним.



Создай нового себя

Что такое эмоции

Эмоции — это сигналы, сообщающих нам, насколько мы далеки от исполнения желаний: приближаемся ли мы к цели (положительные эмоции) или сталкиваемся с препятствиями (отрицательные эмоции). Также эмоции придают нам энергии и подсказывают, что мы должны сделать, чтобы приблизиться к желаемому. Например, мы находимся в опасной ситуации — столкнулись с диким животным во время похода. Страх помогает нам защититься и придает сил убежать или замереть в зависимости от размера и скорости животного.

Когда эмоции работают нормально, и мы правильно интерпретируем их сигналы, они помогают нам преодолевать препятствия, переживать потери и испытывать счастье. Однако застой в какой-то области жизни искажает наши эмоциональные сигналы, поэтому их становится трудно интерпретировать. Например, негативные эмоции призваны защищать нас и приближать к исполнению желаний, но мы часто относимся к ним как к врагам: пытаемся избежать, подавить их или отвлечь себя от их проживания. Однако эмоции продолжают сигнализировать о необходимых переменах. Поэтому ключ к исполнению наших желаний — именно в том, чего мы не хотим испытывать.

Застревая в какой-то сфере жизни, следует проделать внутреннюю работу, чтобы правильно понимать эмоциональные сигналы и использовать их как ориентиры для развития.

Когда мы застреваем в развитии, эмоции в области хронически неудовлетворенных желаний, скорее всего, будут негативными, продолжительными, навязчивыми и сложными для распознавания. Они могут надолго приводить нас в уныние, вызывать тревогу, огорчение, безнадежность или стыд и принуждать поскорее завершить каждый день, а не полноценно прожить его. Чтобы понять, как исправить застрявшие эмоции, для начала нужно разобраться, как они работают, когда колесо саморазвития движется правильно.

Эмоции рациональны

Многие эмоции — будь то радость, грусть, страх или огорчение — настолько нам привычны, что мы редко задумываемся, для чего они нужны. Нам известно, что они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, знакомыми или сбивающими с толку. Мы знаем, что эмоции могут причинить вред, если не относиться к ним правильно, и замечаем, что негативные эмоции делают нас несчастным. Тем не менее эмоции отличаются от других реакций организма, мыслей (вроде «этот фрукт вкусный»), поведения (такого как поход к холодильнику) или мотивации (например, чувства голода). Эмоции похожи на все перечисленное (на реакции организма, мысли, поведение и мотивацию), но их отличает функция — то, что они делают для нас.

Эмоции помогают млекопитающим непрерывно учиться получать добычу и избегать опасностей в окружающей среде. Но что добывать, а чего избегать? Чтобы разобраться, нам нужно помнить, с чем мы уже сталкивались и чем это обернулось. Если нам стало плохо после поедания ягод, нужно запомнить эти ягоды и больше их не есть. Для этого в мозге одна его часть — миндалевидное тело, выполняющее обработку эмоций, — наиболее тесно связана с другой — гипоталамусом, который отвечает за память.

Итак, вот что важно знать об эмоциях:

— у них есть цели: эмоции ведут нас к исполнению желаний;

— эмоции сообщают о чем-то (а мы запоминаем сигналы), затем побуждают нас действовать.

С компонентами эмоций млекопитающих можно ознакомиться на рисунке ниже.

Компоненты эмоций у млекопитающих.

Вопреки общепринятому пониманию слова «эмоциональный», наши чувства разумны. Когда эмоции не работают должным образом, мы становимся более иррациональными. Повреждение миндалевидного тела у людей ухудшает их способность принимать решения, например разумно обращаться с деньгами. Короче говоря, если у нас возникают проблемы с проживанием эмоций, мы тут же начинаем действовать неразумно и подвергаем себя опасности и финансовому краху. Несмотря на распространенное мнение, что эмоции противоположны разуму, для рациональных действий нам нужно, чтобы эмоции функционировали правильно.

У людей есть дополнительный компонент эмоций. Взгляните на рисунок ниже. Как видите, между ситуацией и сигналом находятся очки (линзы), символизирующие наши конструкты или убеждения.

Компоненты человеческих эмоций.

Как понимать этот образ? Психологи К. Оутли и Ф. Джонсон-Лэрд в своей теории эмоций поместили когнитивные оценки (конструкты или убеждения) в центр нашей эмоциональной жизни. Другими словами, когда мы сталкиваемся с чем-то в окружающем мире, разуму приходится оценить это и пропустить через линзу, сквозь которую мы видим ситуацию. Примечательно, что, когда мы действуем рефлексивно, — мы сначала реагируем (отпрыгиваем от ветки, похожей на змею), а потом уже осознаем случившееся: разум спохватывается и сообщает, что никакой угрозы не было.

Люди воспринимают происходящее сквозь линзу конструктов или убеждений, которые определяют, какую эмоцию мы испытаем в ответ на ситуацию. Поэтому одна и та же ситуация, например экологическая катастрофа, вызывает разные реакции у разных людей. Кто-то будет злиться на политиков и тех, кто отрицает изменения климата. Кто-то испугается за себя и близких. А кто-то приступит к активным действиям, потому что увидит ситуацию как возможность оказать помощь попавшим в беду. Одна ситуация вызывает разные эмоции, разные эмоции влекут за собой разные действия.

У этой теории есть интересное следствие: мы не можем испытывать эмоции, когда у них нет цели или желания.

Мы часто думаем, что просто просыпаемся с эмоциями или что они приходят из ниоткуда, как знакомые с ключом от нашего дома, которые появляются, когда захотят. Это убеждение в непредсказуемости эмоций (особенно негативных) порой вызывает у нас чувство бессилия. На самом деле негативные эмоции возникают, когда мы отклоняемся от целей, и уходят, как только мы возвращаемся на путь их достижения. Эмоции должны быть временными, что вполне логично для системы сигналов. Светофор, который всегда горит красным или зеленым, утратил бы свою функцию и прямое назначение.

Осознав, по каким причинам эмоции возникают, как долго они сохраняются и чего требуют от нас, мы не будем мешать им выполнять ту работу, для которой они предназначены, — помогать нам удовлетворять наши истинные потребности. Вместо того чтобы воспринимать эмоции как непредсказуемых знакомых с ключом от нашего дома, мы можем относиться к ним как к друзьям, которые спешат нам на помощь и исчезают после завершения работы.

 

По материалам книги «Создай нового себя»

Где заказать книгу

МИФ Читай-город WB

Обложка статьи: Freepik

Похожие статьи