Дарья Абрамова, выпускница курса «Текст как инструмент»
Однажды мне оставили негативный комментарий о моем тексте, и я на несколько дней потеряла покой и сон. Я не из тех, кто обладает железным самообладанием и иммунитетом к критике. Могу признаться: меня пугает то, что я могу услышать или прочесть о своих рассказах или статьях. Но я считаю, что именно умение работать с обратной связью — основной элемент развития писательского мастерства. В статье поговорим о том, как отличить обратную связь от предвзятого суждения, вынести из здоровой критики самое полезное и справиться с эмоциями, если мнение о тексте задело.
Точки роста
Термин «обратная связь» имеет вполне четкое определение и подразделяется на несколько видов. Обратная связь — это отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие.
В зависимости от ситуации может применяться корректирующая обратная связь, поддерживающая или развивающая. Давайте разберем каждую на понятных примерах с работы.
- Если руководитель считает, что в действиях сотрудника есть определенные недостатки, он дает корректирующую обратную связь: обозначает, что не так, и предлагает вместе подумать, как это исправить.
- В случае если все отлично, от руководителя исходит поддерживающая обратная связь: он хвалит сотрудника за то, что у него получается.
- И развивающая, как может быть понятно из названия, применяется в том случае, когда сотрудник справляется со своей задачей, но руководители видны «зоны роста», на которые он может обратить внимание.
Мне кажется, что именно так стоит смотреть и на те комментарии и отзывы, которые получаешь от читателей и коллег — писателей, критиков. Они могут придать вам сил и мотивации, а могут показать, где же ваша «ахиллесова пята».
Фото из личного архива Дарьи Абрамовой
Но важно помнить, что не любое высказанное мнение о вас, как о писателе или о вашем произведении, является обратной связью.
Принципы обратной связи
Как отличить обратную связь от предвзятого суждения? Вот несколько принципов.
Предметность
Обратная связь всегда предметна, то есть выдается в ответ на какие-либо действия, и характеризует именно действия и их результат, а не человека. Это важно, потому что авторам бывает сложно отделить себя от своего текста. Но полезный комментарий, неважно позитивный или негативный, всегда будет про текст.
Случай из жизни: у меня есть рассказ, где главная героиня очень зависима от мужа, от его постоянного присутствия рядом, и провожая его в командировку, сильно нервничает от необходимости провести одной несколько недель. На литературном семинаре девушка прокомментировала его в духе «негоже вам, взрослой женщине, переживать из-за того, что муж просто уехал в командировку, еще и писать об этом». Вот он — классический переход на личности.
Совсем иначе звучала бы обратная связь. Что-то вроде: «Я не могу в полной мере посочувствовать героине, потому что не до конца понимаю проблему».
Мотивация
Обратная связь дается человеку с целью его развить, а не убить в нем любое стремление что-то делать. Поэтому ценные комментарии всегда о том, как текст улучшить, а не о том, насколько он плох. Хейт, обесценивание, издевки не могут считаться обратной связью, и реагировать на них автору точно не нужно.
Как работать с обратной связью
Но даже получив ценные комментарии, можно остаться в сложных чувствах. И это нормально, потому что не бывает текстов, которые нравятся каждому. А следование всем рекомендациям и пожеланием может убить индивидуальность автора и его стиль, к тому же эти рекомендации иногда могут противоречить друг другу. Меня спасает мысль, что даже в стиле Тургенева и Толстого литературоведы находят недостатки.
Я считаю важным ответить на вопросы:
- Какие из комментариев попадают в цель, помогают пересмотреть и улучшить текст?
- Что хочется поменять, убрать или добавить?
- Станет ли произведение лучше после редактуры?
Не забывайте про защитный крем
Возможно, вы слышали о речи, которую произнес писатель Курт Воннегут для выпускников Массачусетского технологического университета в конце 90-х. Она известна под названием «Не забывайте пользоваться солнцезащитным кремом».
Это и впрямь наша общечеловеческая черта, мы часто фокусируемся на плохом, забывая о хорошем, и негативные комментарии задевают нас сильнее. «Мне очень понравилось, как вы поработали с описанием персонажей» может померкнуть на фоне «Такая ерунда вообще, читать невозможно». Хотя первый комментарий не просто приятен, он полезен! А второй вряд ли поможет в работе, но точно будет крутиться в голове целый день.
Обратная связь — важный инструмент писательского развития, и всегда лучше иметь множество комментариев и отзывов, чем не иметь их вообще. Поэтому не стоит прятаться от рецензентов и критиков, от участия в семинарах. Это поможет найти настоящие жемчужины среди чужих комментариев и выработать свой авторский стиль.
А еще помните, что оставляя отзыв на книгу или статью, вы тоже можете сделать выбор: высказать свое мнение или, например, предоставить автору развивающую обратную связь.
Обложка поста — freepik.com