Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Курсы
Словарь сценариста: гэг, пасхалка, логлайн и другие фантастические термины
16 августа 522 просмотра

Ульяна Скибина
Ульяна Скибина

Мы идем в кино за эмоциями. Посмеяться над комедией вместе с друзьями. Поплакать на душевном ромкоме (мы никому не скажем). Покричать от страха при просмотре хоррора. А на финальных титрах воскликнуть: «Кто это придумал?»

За каждым фильмом и гениальным режиссером стоят таинственные люди X, которые знают, как дотронуться до человеческой души, и умеют управлять эмоциями. А еще говорят на неизвестном языке (и наверняка передвигаются в синей космической будке). Конечно, речь о сценаристах.

Именно они создают захватывающие истории, от которых не оторваться. Управляют вниманием миллионной аудитории. Придумывают наших любимых героев и лихие сюжетные повороты. Хотите уметь так же? Заглядывайте на практикум «Я — сценарист» с Марией Огневой — шеф-редактором киностудии им. Горького. В конце статьи оставили промокод на скидку 30%.

А пока ждем старта, давайте разберемся с терминами, которыми так ловко жонглируют сценаристы.

А

Антагонист — персонаж, который противостоит главному герою. Может быть врагом протагониста или просто человеком, чьи интересы и ценности не совпадают с интересами и ценностями главного героя. Профессор Мориарти, лорд Волдеморт, Саурон, Мастер из «Доктора Кто» — без антагониста не было бы основного конфликта фильма.

Арка персонажа — изменение и развитие героя на протяжении истории. Вспомните Гарри Поттера, прошедшего путь от сироты из чулана до спасителя волшебного мира. Или Бильбо Бэггинса, отправившегося в полное опасностей приключение. На самом деле, арка есть у любого персонажа.

Аутлайн — «рыба», краткое содержание сценария. Как правило, в аутлайне указываются последовательность событий и иерархия персонажей.

Г

Гэг — шутка, рассказанная языком кинематографа, визуальный юмор, который подчас невозможно пересказать. Яркий пример — классические гэги Чарли Чаплина и Бастора Китона, которые, правда, часто имеют трагическую основу. В современном Голливуде гэгом называют не только шутки, но и любые яркие ситуации, экшн, сюжетные повороты.

Д

Драфт — черновик, набросок сценария.

З

Заявка — краткое содержание сценария (как правило — одна-две страницы), дающее представление о сюжете, конфликте, основных героях.

К

Клиффхэнгер — прерывание повествования в самом интересном месте напряженном моменте. Этот прием часто используют в конце серии, чтобы мы сразу включили следующую (и плевать, что уже два часа ночи).

Л

Логлайн — интригующий пересказ сюжета в одном-двух предложениях. Буквально сценарий, сжатый до одного твита.

П

Пасхалка — небольшая отсылка к известному произведению или культурному явлению. Например, в одной из сцен фильма Angry Birds две зеленые свиньи появились в одинаковых голубых платьях, таких же, как у девочек из «Сияния» Стэнли Кубрика.

Протагонист — главный герой истории, противостоящий антагонисту. Гарри Поттер, Фродо, Доктор Кто и другие персонажи, которые должны спасти мир (или хотя бы себя) и которым мы сопереживаем всей душой.

Питч — презентация сценария значимым людям в мире кино, как правило, продюсерам.

С

Саспенс — прием, погружающий зрителя в состояние тревожного и напряженного ожидания. Королем саспенса называли Альфреда Хичкока — вспомните хотя бы сцену, когда птицы из одноименного фильма слетаются за спиной главной героини.

Сеттинг — мир, где происходит история.

Синопсис — краткое изложение сюжета сценария: как правило, одна-три страницы.

Т

Трехактная структура — классическая структура драматического произведения, подразумевающая деление на три акта (завязка, развитие и развязка). Сейчас сценаристы все чаще отходят от трехактной структуры, меняют акты местами и экспериментируют, но тем не менее ее надо знать.

Ф

Флэшбек — один из самых известных кинематографических (и не только) приемов, взгляд в прошлое героя. Например, фильм Орсона Уэлса «Гражданин Кейн» построен на флэшбеке: магнат-миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в особняке, произнеся лишь фразу: «бутон розы», и знакомые и журналисты обращаются к его прошлому, чтобы понять значение этих слов. А в фильме «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина Мастер, находясь в психиатрической лечебнице, вспоминает исключение из союза писателей и встречи с Воландом и Маргаритой.

Флэшфорвард — то же самое, что и флэшбек, только флэшфорвард переносит повествование в будущее. На первых кадрах «Меланхолии» Ларса фон Триера мы видим планету, надвигающуюся на Землю (а еще киноцитату «Офелии» Милле и «Охотников на снегу» Брейгеля). Ларс фон Триер показывает не совсем классический флэшфорвард, но тем не менее это он.

«Я — сценарист» — курс-практикум по сценарному мастерству. За 11 занятий напишете сценарий короткометражки, коммерчески успешную заявку и представите свой проект на питчинге.

Вы освоите базу, которая пригодится где угодно: чтобы снять ролик для соцсетей, сделать крутой сторителлинг, игру в онлайн-курсе. А может вы захотите экранизировать биографию Ганди, снять нового «Властелина колец» или создать бизнес-стратегию по «киношным» правилам. И никто не сможет вас остановить. На курсе узнаете почему.

Промокод BLOG даст скидку 30% на любой тариф. Забирайте и приходите.

Обложка статьи отсюда.

Рубрика
Курсы
Похожие статьи