Мы идем в кино за эмоциями. Посмеяться над комедией вместе с друзьями. Поплакать на душевном ромкоме (мы никому не скажем). Покричать от страха при просмотре хоррора. А на финальных титрах воскликнуть: «Кто это придумал?»
За каждым фильмом и гениальным режиссером стоят таинственные люди X, которые знают, как дотронуться до человеческой души, и умеют управлять эмоциями. А еще говорят на неизвестном языке (и наверняка передвигаются в синей космической будке). Конечно, речь о сценаристах.
Именно они создают захватывающие истории, от которых не оторваться. Управляют вниманием миллионной аудитории. Придумывают наших любимых героев и лихие сюжетные повороты. Хотите уметь так же? Заглядывайте на практикум «Я — сценарист» с Марией Огневой — шеф-редактором киностудии им. Горького. В конце статьи оставили промокод на скидку 30%.
А пока ждем старта, давайте разберемся с терминами, которыми так ловко жонглируют сценаристы.
А
Антагонист — персонаж, который противостоит главному герою. Может быть врагом протагониста или просто человеком, чьи интересы и ценности не совпадают с интересами и ценностями главного героя. Профессор Мориарти, лорд Волдеморт, Саурон, Мастер из «Доктора Кто» — без антагониста не было бы основного конфликта фильма.
Арка персонажа — изменение и развитие героя на протяжении истории. Вспомните Гарри Поттера, прошедшего путь от сироты из чулана до спасителя волшебного мира. Или Бильбо Бэггинса, отправившегося в полное опасностей приключение. На самом деле, арка есть у любого персонажа.
Аутлайн — «рыба», краткое содержание сценария. Как правило, в аутлайне указываются последовательность событий и иерархия персонажей.
Г
Гэг — шутка, рассказанная языком кинематографа, визуальный юмор, который подчас невозможно пересказать. Яркий пример — классические гэги Чарли Чаплина и Бастора Китона, которые, правда, часто имеют трагическую основу. В современном Голливуде гэгом называют не только шутки, но и любые яркие ситуации, экшн, сюжетные повороты.
Д
Драфт — черновик, набросок сценария.
З
Заявка — краткое содержание сценария (как правило — одна-две страницы), дающее представление о сюжете, конфликте, основных героях.
К
Клиффхэнгер — прерывание повествования в самом интересном месте напряженном моменте. Этот прием часто используют в конце серии, чтобы мы сразу включили следующую (и плевать, что уже два часа ночи).
Л
Логлайн — интригующий пересказ сюжета в одном-двух предложениях. Буквально сценарий, сжатый до одного твита.
П
Пасхалка — небольшая отсылка к известному произведению или культурному явлению. Например, в одной из сцен фильма Angry Birds две зеленые свиньи появились в одинаковых голубых платьях, таких же, как у девочек из «Сияния» Стэнли Кубрика.
Протагонист — главный герой истории, противостоящий антагонисту. Гарри Поттер, Фродо, Доктор Кто и другие персонажи, которые должны спасти мир (или хотя бы себя) и которым мы сопереживаем всей душой.
Питч — презентация сценария значимым людям в мире кино, как правило, продюсерам.
С
Саспенс — прием, погружающий зрителя в состояние тревожного и напряженного ожидания. Королем саспенса называли Альфреда Хичкока — вспомните хотя бы сцену, когда птицы из одноименного фильма слетаются за спиной главной героини.
Сеттинг — мир, где происходит история.
Синопсис — краткое изложение сюжета сценария: как правило, одна-три страницы.
Т
Трехактная структура — классическая структура драматического произведения, подразумевающая деление на три акта (завязка, развитие и развязка). Сейчас сценаристы все чаще отходят от трехактной структуры, меняют акты местами и экспериментируют, но тем не менее ее надо знать.
Ф
Флэшбек — один из самых известных кинематографических (и не только) приемов, взгляд в прошлое героя. Например, фильм Орсона Уэлса «Гражданин Кейн» построен на флэшбеке: магнат-миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в особняке, произнеся лишь фразу: «бутон розы», и знакомые и журналисты обращаются к его прошлому, чтобы понять значение этих слов. А в фильме «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина Мастер, находясь в психиатрической лечебнице, вспоминает исключение из союза писателей и встречи с Воландом и Маргаритой.
Флэшфорвард — то же самое, что и флэшбек, только флэшфорвард переносит повествование в будущее. На первых кадрах «Меланхолии» Ларса фон Триера мы видим планету, надвигающуюся на Землю (а еще киноцитату «Офелии» Милле и «Охотников на снегу» Брейгеля). Ларс фон Триер показывает не совсем классический флэшфорвард, но тем не менее это он.
Вы освоите базу, которая пригодится где угодно: чтобы снять ролик для соцсетей, сделать крутой сторителлинг, игру в онлайн-курсе. А может вы захотите экранизировать биографию Ганди, снять нового «Властелина колец» или создать бизнес-стратегию по «киношным» правилам. И никто не сможет вас остановить. На курсе узнаете почему.
Промокод BLOG даст скидку 30% на любой тариф. Забирайте и приходите.
Обложка статьи отсюда.