В МИФе выходит волшебная колода Таро «По ту сторону ночи» художницы Александры Дворниковой и психотерапевта Александра Копытина. В основе колоды — идея общности человека и природы, глубинная психология, архетипические и сказочные образы, наполненные особой символикой. Узнали у Александры, как проходила работа над иллюстрациями и какой смысл она вкладывала в этот проект.
78 говорящих образов
Я никогда не думала, что буду делать колоду Таро. Но в далеком 2017 году меня стала преследовать карта «Принцесса мечей». Перед глазами плавал образ, закроешь их — а там мой рисунок (тогда еще будущий) и надпись «Принцесса мечей». Я нередко вижу так будущие рисунки. Но я даже не знала, что есть такая масть «Мечи», пришлось погуглить, что такое вижу. Поняла, что в колоде 78 карт, ужаснулась с мыслями «это я точно делать не буду ни за что» — и пыталась все забыть.
Но карта была настойчива. Чтобы она отстала, я ее нарисовала со словами: «Это первая и последняя карта Таро в моей жизни». А через пару месяцев ко мне постучался «Туз мечей». Нарисовав его, прочитала о значении (а я никогда заранее не читаю, чтобы они сами приходили), а там — про начало долгого и серьезного проекта. Ух… Тогда у меня начались стадии принятия с отрицанием, торгом, злостью, смирением. Это напоминало начало какой-то сказки, где ты видишь один гриб, заходишь в лес чуть глубже, а вот уже и другой манит зайти дальше. Дошел до него — а там третий… И ты проваливаешься в кроличью нору!
В конечном итоге вся моя судьба глобально изменялась, но, как мне кажется, — в лучшую сторону. Ушло все то, где я проживала не свою жизнь, отказывалась от голоса сердца во имя разумного и прагматичного или «правильного» и надежного. Хотя многое было страшно, но карты с их концентрированными смыслами о судьбах и уроках человеческой и нечеловеческой жизни меня поддерживали — через них я лучше понимала значения универсальных законов жизни.
В результате обязательства, казавшиеся невыполнимыми мне тогда, — сделать 78 говорящих образов и найти емкие символы для очень сложных явлений — постепенно перестали казаться абсолютно невыполнимыми. Потому что жизнь — это и правда путь. Двигаясь вперед, постепенно учишься и приближаешься к цели.
Но все это было бы невозможно без моего партнера по колоде Таро — известного ученого, доктора медицинских наук, профессора Александра Копытина. Он моя «родственная душа». Мне нравится это выражение, оно красивое и точное, будто от некоего источника откололись две души и пришли в этот мир в разном воплощении, в разное время, получили разный опыт — но ядро у них одно. Александр — специалист по арт-терапии, психологии творчества, глубинной и трансперсональной психологии, антропологии, архетипам, экогуманитарному направлению, экопсихологии и экофилософии.
Процесс нашей работы был связан с моделью Пифии и Жреца, где есть интуитивное символообразование и рациональное осмысление. Двое, находящиеся в диалоге с постоянным обменом как образами, так и смыслами. Этот тандем — сочетание художника и ученого, женщины и мужчины (анимы и анимуса), иррационального подхода и рационального понимания, «невинности» и зрелости (опыта) — позволял нам выходить за рамки индивидуального восприятия и исследовать реальность более полно. Это наша скромная и при этом амбициозная попытка с помощью творчества и свободы, которая в нем обретается, примирить искусство с наукой, культуру с природой, а духовное с прагматикой. И создать нечто, что активизирует творческую и ищущую часть психики у взаимодействующего с колодой
Принципы работы
Над колодой я работала вслепую. Решила использовать свое незнание системы и значений во благо и как ресурс, что позволило образам приходить ко мне более свободно, а моему сознанию, не имея шаблона, искать свои уникальные пути. Кого-то это шокирует. Как можно без знания Таро рисовать карты? Но я взяла за четкое правило — не смотреть значения и избегать чужих изображений. Это связано с моей глубинной уверенностью — в основе карт лежат символы и архетипы. Да, они могут проигрываться по-разному, обретать сотни форм, обновляться через новые воплощения, но сущность свою не утратят. Зная, что изображаю Императора, я не нарисую случайно чайник, а буду вынуждена осмыслить саму суть явления — кто он такой, что такое власть, что такое закон и откуда он берется, что такое управление и каким оно должно быть. На основе этого анализа происходит синтез.
Я верю, что любая карта, насколько бы классической она ни была, это частное проявление или воплощение той самой первоосновы или Идеи. Если карта вошла в историю, значит такая форма попала в сильный резонанс со своим временем и сознанием многих людей. Это говорит о большом визионерском даре автора, но не делает карту единственным эталоном.
У меня есть некоторый культурно-мифологический, антропологический, психологический багаж знаний, который мне помогал, в частности образование в сфере арт-терапии, юнгианской психологии. Многое я добирала в процессе, потому что карты заставляли меня обращаться ко многим вещам — вплоть до теории узлов, более внимательного осмысления пифагорейцев, африканских сказок, мистерий митры, вопросов анатомии мифических существ. Но до последней карты, уже имея за плечами годы работы, я все равно придерживалась своего принципа и позволяла картам постепенно раскрывать свою тайну и вести меня.
Пока я ходила по канату с завязанными глазами, у меня был партнер и соавтор, который знал систему и в некотором смысле страховал меня. Мы постоянно обсуждали образы, символы, историю человечества и космоса. Отказываясь от заранее заданных рамок, я могла не упрощать внутренний труд. При этом в общих чертах структура была понятна — 4 масти как 4 аристотелевских стихии: сфера воздуха, интеллекта и воли, сфера воды, чувств и эмоций, сфера земли, тела и материи и огонь как духовное и творческое начало. И их динамика развития и становления, обусловленная архетипическими свойствами чисел или наложением на фигуры.
Карты из колоды «По ту сторону ночи».
С картами есть такой интересный феномен — их суть проявляет себя и в работе над картой, требуя «выделить» соответствующие эмоции, энергию и переживания, чтобы они вложились. Это интересный факт: чтобы ожить и говорить с людьми, образы «питаются» психическими процессами автора, как бы поглощая эмоции и опыт. Например, если это карта про тягостный путь из последних сил, то именно в таком состоянии и обстоятельствах ее и придется рисовать, все сойдется так. Если будет карта про обретение гармонии или следование за сердцем, то тоже придется все это в опыте пережить, без фальши, отдаваясь этому потоку, иначе не откроешь нужный символ. Этакий квест, заставляющий менять жизнь.
Я думаю, что кроме гадания можно попробовать пройти всю колоду как череду задач и испытаний, решая задачи каждой карты применительно к своей жизни. Еще с картами можно общаться, задавать им вопросы, представлять себя в роли фигуры с карты и смотреть, какой ответ придет через выбранного героя.
А закончить статью хотим комментариями коллег из редакции «Гуманитарный нон-фикшн» МИФа.
«Когда больше двух лет назад мы с коллегами увидели работы Александры Дворниковой, то уже не могли их забыть, — делится Надежда Молитвина, руководитель редакции. — Мы знали, какая долгая работа еще предстоит авторам колоды (на тот момент были готовы чуть больше половины карт, но целых два года мы ждали их выхода). Когда я оглядываюсь на пройденный путь, то восхищаюсь способностью авторов настолько погрузиться в тему, чтобы сложнейшие научные понятия превратить в душевные и глубокие образы. Для нас этот проект тоже оказался своего рода вызовом: создать продукт, который станет и отражением оригинальной идеи авторов, и практическим инструментом для аудитории, и арт-объектом».
«Для меня работа с авторами колоды стала вдохновляющим путешествием, — рассказывает редактор проекта Анастасия Устинова. — При первом знакомстве с иллюстрациями Александры перехватывает дыхание, даже если видишь их на экране компьютера. Детали можно рассматривать бесконечно: то, как глубоко Александра работает над визуальным воплощением каждого смыслового блока и образа, вызывает восхищение».
«Редакционная подготовка такого сложного коробочного продукта это многоэтапный процесс, который занимает несколько месяцев и в котором участвуют десятки людей, — продолжает Анастасия. — Все тексты проходят литературную редактуру и две корректуры. Изображения готовятся специальным образом, проходя этапы подгонки под формат, цветокоррекции, предпечатной подготовки и цветопробы. Я рада была поучаствовать в создании этой прекрасной колоды Таро. С нетерпением жду ее выхода в августе и очень надеюсь, что для многих она станет таким же открытием, как и для меня».
Заказать колоду «По ту сторону ночи»