Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Книги и тексты Психология и здоровье Бизнес и карьера Лектории Практикумы Бесплатные Старты месяца Выбор студентов Получить профессию Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Ретроязычество, божества с размытыми личностями и другие особенности ирландской мифологии
17 июля 818 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Ключевая проблема для всей истории ирландских божеств — понятие сида (síde), или «пустых холмов». Эти сверхъестественные жилища — одна из явных странностей ирландского пантеона. Здесь нет Асгарда, нет горы Олимп, нет места, где боги могли бы собираться. Сид — это холм, мегалитический курган или докельтский погребальный холм. Его обитатели выглядят как люди, но они — иные. Они живут дольше или даже бессмертны, они прекраснее, чем люди, и обладают сверхъестественными силами«. Делимся интересными фактами о необычной мифологии из книги «Ирландские мифы».

Бумажная книга Электронная книга

Ирландское новшество

Холмы-сиды обычно отождествляются с «иным миром» (хотя на самом деле это довольно разные «иные миры»), параллельным измерением, которое периодически оказывается доступным.

Пространство внутри холма-сида не соотносится с его наружным обликом — сиды внутри больше, чем снаружи.

Никто никогда не ставил под сомнение, действительно ли эти древние курганы в дохристианских ирландских верованиях ассоциировались с местными богами. Возможно, это потому, что не существует какой-то очевидной библейской или античной модели, откуда эту идею могли бы заимствовать. Само слово síd происходит от кельтского *sīdos, «обиталище», и корня, связанного с английским seat и settle.
Основной смысл «поселение, жилище» со временем сузилось и стало означать «жилище богов» и в конце концов — курган, место, где они, собственно, обитают. Сведения об использовании кельтского слова в таком смысле вне Ирландии крайне скудны, и это предполагает, что такое суженное значение — чисто ирландское новшество.

Континентальные кельтские данные тут тоже не помогают. Есть некоторые указания на то, что у галлов было какое-то понятие о некоем другом царстве, в которое, как считалось, попадают умершие, но никаких упоминаний о сверхъестественных существах, живущих в холмах, нет ни в одном дошедшем до нас галльском (или даже романо-бриттском) источнике. При всем при этом приношения, которые помещали в воду или в землю, говорят о вере в духов, обитавших внизу, под поверхностью этого мира, и в галльском языке зафиксировано слово, означающее, видимо, класс божеств, которые жили где-то «под», скорее всего — в земле.

Тем не менее важно не терять из виду тот факт, что эти силы могли представляться совершенно иными и отличаться от подземных сидов средневековой ирландской литературы, — но узнать этого мы не можем. Однако из Римской Британии к нам пришли ограниченные, но весьма значимые археологические данные о повторном использовании древних курганов — и это может указывать на религиозный ритуал.

Например, монеты римской эпохи, черепица, бусы и металлические изделия были найдены в большинстве неолитических длинных курганов Котсволд-Северна, и также есть свидетельства, что неолитические гробницы-храмы и курганы бронзового века в Дербишире были местами ритуальных приношений.

Ретроязычество

Но почему их снова использовали? Кажется маловероятным, что такие ритуальные действия были прямым продолжением местных кельтских практик, поскольку, судя по всему, они стали распространены только в более поздний римский период: это можно точно датировать по монетам. Скорее кажется, процветающие жители поздней Римской Британии начали искать духовную связь с давним прошлым, и это повторное использование древних памятников отражает попытки бриттов как-то справиться с ощущением шока, потери связи со своей землей, когда даже сельская местность, провинции стала полностью романизированной.

Романо-бритты жили на земле, богатой впечатляющими памятниками из более ранних эпох (точно так же, как и ирландцы), и некоторые люди могли ощутить необходимость в каком-то «ретроязычестве», в котором эти места, связанные с предками, включались в религиозную практику.

Видимо, то, как эти древние холмы господствовали над окружающим ландшафтом, стало весомой причиной, чтобы вновь их использовать.

Сид в Лохкрю

Каирн T, неолитическая коридорная гробница на холме Карбейн-Ист, Лохкрю, графство Мит (3500–3300 до н. э.). Фотография Фрэнка Прендергаста

В Лохкрю комплекс коридорных гробниц раскинулся на трех вершинах холмов в графстве Мит. Оказалось, что в одной из гробниц — более пяти тысяч фрагментарных осколков костей, некоторые с узорами, а также тринадцать костяных гребней, несколько янтарных и стеклянных бусин и несколько колец из янтаря и железа; возможно, все это относится к I веку н. э. Археологи предположили, что эти осколки — инструменты для гадания, выложенные в священном месте; хотя, может быть, на этих кусочках просто тренировался какой-то кузнец.

Голова из Корлека

Религиозная культура региона все-таки контактировала с культурой Британии. Впечатляющая (и даже несколько пугающая) трехликая скульптура, известная как «Голова из Корлека», была найдена в двенадцати милях от Лохкрю; она датируется I или II веком н. э. На холме Корлек, где ее обнаружили, также располагалась коридорная гробница, окруженная каменным кругом; к сожалению, и то и другое в наше время было разрушено.

Возможно, голова изображала сверхъестественное существо, связанное с курганом? Стилистически она ближе всего к романо-бриттской скульптуре из Йоркшира, где есть два похожих трехликих идола. Сам обычай вырезать каменные головы мог быть заимствован из Римской Британии: ни одной такой не было найдено к западу от Шэннона, и особая их концентрация наблюдается в области Юго-Восточного Ольстера, в регионе с сильным римским влиянием.

Голова из Керлока

Одна из многочисленных каменных голов, найденных на территориях проживания кельтов. II–III века до н. э.

Еще интереснее огромный комплекс неолитических памятников в изгибе реки Бойн, в тридцати милях к юго-востоку от Лохкрю. Величайший из них — Ньюгрейндж, огромная, сложная коридорная гробница, построенная около 3300–3200 годов до н. э. Обычно ее именовали «холмом-сидом Бруга» (Síd mBroga), и здесь разворачивались многие важные мифологические сцены средневековой литературы. Были и другие значимые курганы, в том числе Наут и Даут, и из трех самых крупных только у одного нет древнего имени — и это дает все основания предполагать, что в раннесредневековый период они продолжали быть очень важны.

Ньюгрейндж

Бруг-на-Бойнне (современное ирландское Бру-на-Бонне), или Ньюгрейндж. Скорее всего, это то, что в Средние века именовали Сид-ин-Брога. Ньюгрейндж был сооружен около 3300–3200 годов до н. э., и в литературе это самый важный из холмов-сидов Ирландии. Обкладка из белого кварца — спорная современная реконструкция.

Данные о повторном использовании Ньюгрейнджа в железном веке ограниченны. Кости коня I или II века н. э. могут указывать на какой-то ритуал с участием лошади (а может быть, остались после того, как здесь убили старое или раненое животное, а его мясо съели люди или собаки).

Интересны, однако, данные, которые дает нам Ньюгрейндж, о контактах между Ирландией и Римской Британией. Мы знаем, что в Ирландии были римские купцы, которые добирались до отдельных областей острова через особые центры торговли, известные как emporia. Самые впечатляющие примеры римского влияния датируются IV и V веками н. э., и как Ирландское море, так и ирландские реки могли в этом случае служить торговыми путями. Добирались ли романо-бритты до комплекса на Бойне — может быть, даже как паломники? Все это место в целом должно было быть (да и до сих пор остается) весьма впечатляющим.

Божественные существа с размытыми личностями

В общем кажется вполне вероятным, что в позднем железном веке существовал культ, сосредоточенный на сверхъестественных существах — будь то боги, обожествленные предки или духи умерших, — связанных с курганами некрополя на Бойне и, возможно, с другими.

В целом нет способа точно узнать, насколько литературные боги близки к тем существам, с которыми ассоциировались курганы в железном веке, но археологи (в особенности археологи!) практически не могут сопротивляться искушению связать одно с другим. Классический пример — сам Ньюгрейндж: он всегда был одним из самых важных холмов-сидов в литературе, причем со своим отличительным набором персонажей: ведь он связан с Дагдой, главным богом литературного пантеона, и его сыном Энгусом. Вполне можно предположить, что отдельные элементы дохристианской религиозной культуры распространились из Британии в Ирландию, как позднее (значимый факт!) распространилось и христианство.

Две вещи сразу бросаются в глаза, когда мы говорим об обитателях холмов-сидов в литературе: их довольно много и они похожи на людей. Между ними нет пропасти несходства: сиды гораздо ближе и «приземленнее», чем античные божества. Может быть, такие «человечные» сверхъестественные силы являются подлинной особенностью ирландского язычества?

Есть значимые моменты, связывающие ирландских персонажей и сверхъестественных существ как Рима, так и Германии. Не исключено, что существа, ассоциировавшиеся с курганами, в воображении римских гостей могли играть роль, подобную numina в римской религии: роль божественных существ с размытыми личностями, которые постоянно присутствуют в определенном ландшафте и связаны с каким-то местом.

Но также ирландские обитатели сидов напоминают «эльфов» древнескандинавской и (в гораздо меньшей степени) древнеанглийской литературы — настолько, что в этом даже видели связь с широко распространенным на северо-западе Европы поверьем, будто существует параллельная людям сверхъестественная раса, — что-то общее для кельтской и германской культуры. Такую теорию чаще выдвигают специалисты по германской литературе, нежели кельтологи.

Есть одно существенное возражение: в скандинавской и англосаксонской культуре курганы не были местами обитания бессмертных сверхъестественных жителей; дело обстояло более-менее наоборот — курганы считались могилами беспокойных умерших, которые способны выйти из них и угрожать живым. Вполне возможно, что после того, как язычество прекратило свое существование, одна из категорий сверхъестественных существ, а именно человекоподобные обитатели холмов, стала занимать больше места в воображении ирландцев и «поглотила» существ, которые первоначально принадлежали к другим видам.

Заказать

Рубрика
Культура
Похожие статьи