Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Книжный иллюстратор как режиссер. Интервью с художником и преподавателем Анной Журко
15 апреля 896 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В августе в МИФе стартует курс «Книжный иллюстратор» — о том, как рисовать для книг и превращать издание в арт-объект. Поговорили с экспертом курса Анной Журко об особенностях классной иллюстрации и рабочем процессе художника. О том, как издательства ищут иллюстраторов и что делать новичкам. А еще обсудили миф о вдохновении.



Курс «Книжный иллюстратор»

— Анна, расскажите о себе: кто вы по профессии и где работаете?

Я закончила Полиграфический институт в 2003 году, моя профессия в дипломе — художник-график. С одной стороны, звучит довольно пафосно, так как «художник», но в то же время интимно, так как «графика» — это очень камерный вид изобразительного искусства.

В институте училась делать и иллюстрировать книги, изучала графический дизайн, типографику и шрифты. У нас были невероятные преподаватели: Ливанов, Шишков, Тарбеев — и очень бодрые студенты. Примерно с середины обучения многие кинулись работать, придумывать фестивали, открывать дизайн-бюро и объединения, запускать проекты. Например, мы с Иваном Величко и Василием Егоровым на третьем курсе основали дизайн-бюро «Щука» — это уже история русского дизайна.

Из любопытных фактов обо мне: лет пять проработала в Театре «Школа драматического искусства» в пластической группе, участвовала в спектаклях японского хореографа Мина Танаки, ездила на стажировку в Японию. Занималась шумовой музыкой — умею очень громко и разнообразно вопить в микрофон. Еще я занимаюсь станковой графикой, текстилем, участвую время от времени в выставочных проектах.

Анна Журко. Фото из личного архива.

— А когда вы сами стали преподавать?

Довольно быстро после института. Виктор Меламед позвал меня на первые интенсивы по иллюстрации в Британскую высшую школу дизайна, а позже они выросли в его курс. Проработала с ним до 2023 года. Ежегодно проводила там бриф детской книги, где студенты делали книжные проекты, развивая их от идеи до готовых макетов. Многие работы были изданы.

— Вы сейчас больше преподаете или рисуете для книг?

Я имею дело с иллюстрациями с трех разных сторон. Как преподаватель помогаю студентам пройти все стадии работы с книгой и книжной иллюстрацией — от идеи до воплощения.

Как художественный редактор придумываю макет издания, работаю с иллюстратором, веду проект от рукописи до сдачи в печать. Например, год работала арт-директором в МИФе в редакции «Детство». Сейчас продолжаю сотрудничать с издательством на отдельных проектах, в том числе на обучающих курсах.

Как иллюстратор сама рисую для книг с разной интенсивностью, сейчас могу придирчиво выбирать проекты, иногда переключаюсь на что-то другое, например на станковую графику. В этом смысле мне сложно назвать себя иллюстратором в полной мере, то есть человеком, который нон-стоп живет этой профессией.

Иллюстрации Анны для книги «Как веревочка вилась».

Еще моя дополнительная роль — смотреть на иллюстрации как родитель, который выбирает книгу ребенку. Здесь, конечно, полная профдеформация сказывается — сложно что-то купить. С другой стороны, мной развеян миф, что дети воспринимают только простой визуал, тему и сюжет. Они готовы смотреть, задавать вопросы, интерпретировать, играть и принимать непривычное. Дети открыты к новому намного больше, чем их родители. Поэтому и книги должны быть разными — это твердый факт.

— На курсе «Книжный иллюстратор» вы будете вести второй модуль обучения. Что ждет студентов?

Мы погрузимся в мир книжной иллюстрации. И как раз работе иллюстратора посвящен модуль, который я веду. Будет много лекционного и практического материала, чтобы попробовать теорию в действии. Поговорим о том, как организовывать изобразительный материал внутри книги и как по-разному может существовать рисунок на развороте. Попробуем различные способы работы с пространством в иллюстрации и узнаем, как сделать героя выразительным. Конечно, будут онлайн-разборы работ.

— В чем особенность работы книжного иллюстратора?

Главное отличие книжного иллюстратора от любого другого — связь с книгой как с трехмерным объектов, устроенным определенным образом. Иллюстрация — это не очаровательные сюжеты и не отдельные от содержания книги композиции.

Классная иллюстрация в книге — это в первую очередь отлично срежиссированная визуальная история, которая разворачивается в пространстве и времени.

Конструкция, графика, дизайн — все на разных языках транслирует идею издания. Художник вместе с дизайнером (а лучше, когда это один человек) организует весь ритм чтения и рассмотрения книги: устраивает паузы и акцентирует внимание, ускоряет или замедляет скорость взаимодействия с произведением. Это очень похоже на работу режиссера в кино.

Интересно, что сами иллюстрации могут быть простыми и минималистичными. Но через метафору, композицию и образ, который рождается от взаимодействия слова и изображения, можно говорить об очень сложных и важных вещах. Порой кажется, что художник в книге — это не человек со скиллами в рисовании, а тот, кто хочет и умеет рассказывать истории.

Разворот из книги «В одежде человека».

— С чего вы начинаете воплощать идею?

Хорошие иллюстрации всегда существуют параллельно тексту. Это расширение образа и впечатления от литературы, диалог с эпохой и зрителем. Степень параллельности этих двух языков в книге, насколько далеко художник может уйти от сюжета — все это зависит от многих факторов: типа издания, метода художника, идеи книги. С решения этих задач и начинается работа иллюстратора.

Иллюстрация показывает то, что не сказал текст.

Также важно помнить, что книга — это продукт, который издательство продает. Я не имею в виду, что нужно «наступить на горло песне» и сделать, как просят. Это о том, что у книги есть аудитория, потенциальный читатель, о котором нельзя забывать. Такое понимание сильно отличает иллюстратора от художника. Здесь важно сохранить баланс: между адекватным решением задачи и своими художественными интересами. Здорово, когда художник на проекте не чахнет в рутине, а развивается, придумывает и веселится.

Поиск решения я начинаю с референсов, например создаю себе мудборд. Также смотрю на все книги, которые существуют по этой теме или к этому произведению, стараюсь отстроиться от них. Важно понять, чем твоя книга будет отличаться, и одновременно поразмышлять о том, что важно сохранить. На этом этапе думаю о читателе: какого он возраста, как с ним вести диалог через историю и заинтересовать. Следующим этапом идут уже эскизы и формакет (раскадровка) книги. Взаимодействие текста и картинок внутри разворотов, движение и развитие изобразительного материала в книге мы придумываем именно в виде раскадровки.

Анна на выставке. Фото из личного архива.

— Как формируется авторский стиль?

Пожалуй, точнее будет сказать не об авторском стиле, а о художественном методе. Это совокупность очень разных вещей: скиллы и эстетические предпочтения; пластические задачи, которые художник себе ставит; то, как он рассказывает истории; как работает с формой; как реагирует на мир вокруг и т. д.

На каждом проекте художник развивается, находит оптимальные решения, ищет средства выразительности, добивается точности передачи своих ощущений. И таким образом постепенно складывается его художественный язык, который отличает его от других. Важно подчеркнуть — это в первую очередь путь. Он подразумевает изменчивость и развитие.

А вот стиль как застывший набор выученных приемов, который художник использует из работы в работу, — это не то, к чему следует стремиться. Возможно, в какой-то момент приемы сработают, иллюстратор попадает в тренд и даже сможет добиться коммерческого успеха. Но такая сконцентрированность только на внешних признаках может быстро привести к выгоранию в будущем. А потребность к изменению и развитию будет ограничена требованиями заказчиков — выдавать продукт, к которому они привыкли.

Разговор о стиле — это очень тонкий лед.

Художнику-иллюстратору всегда приходится балансировать на границе, где своя творческая свобода встречается с волей заказчика и задачами продукта. Поэтому советы могут быть такими: смотреть вокруг, думать и анализировать, интересоваться культурой, продолжать учиться и не останавливаться в поиске. Почаще спрашивать себя: «Каким художником или иллюстратором я вижу себя в перспективе?» И пробовать двигаться по выбранному пути.

— Существует миф, что художник рисует лишь по вдохновению. Но в книгоиздании есть график, бюджет, сроки. Как вдохновение влияет на рабочий процесс?

Вдохновение важно. Но это, скорее, внутренняя работа, умение включаться в процесс и увлекать себя задачами. Ими могут быть техника, пластические идеи, сюжет. Делая книгу за книгой, художник прокладывает свой творческий путь. Из проекта в проект он развивается, решает свои внутренние художественные цели — и чем их больше, тем больше шансов заинтересовать себя чем угодно. Помогает рассматривать любой проект как предлог для вашего роста.

Вдохновение связано с умением найти интересные задачи, которые вам предстоит решать на проекте.

Кроме того, процесс работы над книгой очень длинный, в нем много этапов, есть место для рутины. Невозможно вести его на одном вдохновении, поэтому нужно тренировать способность переключаться между задачами, чтобы не становиться рабом своего настроения.

Важно помнить: какая бы творческая задача перед вами ни стояла, вы — часть команды, работающей над книгой. Будет полезно научиться коммуницировать, слышать, быть пунктуальным.

Анна за работой. Фото из личного архива.

— Как ищут иллюстратора для конкретной книги?

У каждого арт-директора со временем формируется база художников, из которой он подбирает иллюстратора на проект. Он просматривает портфолио (например, на Behance или присланное художников), соцсети, изданные книги.

Выбор — дело сложное и ответственное. Особенно, когда нужен художник на целую книгу. В таких случаях обращаем внимание и на готовые проекты (понимаем, что человек может длительно и методично заниматься делом), и на умение работать с героями и пространством. Но все зависит от конкретного проекта и задач.

Помните, что арт-директоры всегда в поиске новых имен и иллюстраторов. Поэтому дерзайте!

— Какой этап работы над рисунком самый приятный / сложный?

Самый приятный и одновременно волнительный этап — поиск решения в начале проекта. Надо не просто придумать сюжет или композицию одной иллюстрации, а вообразить себе весь образ будущей книги. Понять, из чего он будет сложен. Подумать и над образами, и над техникой, и над тем, как это все будет жить в книге. Сколько там будет воздуха, какой будет ритм в ней. Можно сказать, что ты придумываешь себе ограничения и правила, в рамках которых будет развиваться визуальная история.

На этом этапе может быть много экспериментов, проб и ошибок. Надо согласовать свое внутреннее видение и ожидания команды, учесть аспекты, важные для издательства. По сути, ответить на вопрос — для кого эта книга и как она будет «коммуницировать» с читателем через весь материал в ней.

Самый приятный момент, конечно, когда макет с пустыми полосами начинает заполняться готовыми картинками; когда уже видно, как все складывается и работает. Самый сложный этап — книгу закончить, пройти через все шаги и не сдуться.

— Что посоветуете новичкам и тем, кто только думает о переходе в книжную иллюстрацию?

Рисовать, учиться, участвовать во всех иллюстраторских опен-коллах и конкурсах — так вы накопите работы в портфолио. Рекомендую ходить на портфолио-ревью, ведь всегда важно узнать мнение экспертов. Если нет работы, то придумывайте себе проекты сами, чтобы решать новые для себя задачи и набираться опыта.

P. S. «Книжный иллюстратор» — масштабный курс для всех, кто неравнодушен к шуршащим страницам, запаху типографской краски и оформлению. Если хотите «рисовать» книги — присоединяйтесь. А промокод BLOG даст приятную скидку 30%.

Рубрика
Творчество
Похожие статьи