Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
Художник русской сказки. 7 приемов для иллюстраторов от Ивана Билибина
9 апреля 678 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

Красивая детская книжка в плотной красочной обложке с узорами на полях в старорусском стиле… Возможно, каждый из нас держал такую? В этих неповторимых четких иллюстрациях узнается рука мастера — художника русской сказки Ивана Билибина. Собрали подборку авторских приемов, которые помогут в работе иллюстратора.

P.S. Скоро в МИФе стартует масштабный курс для всех, кто неравнодушен к шуршащим страницам, запаху типографской краски и оформлению — «Книжный иллюстратор». Если хотите найти свой стиль — присоединяйтесь.

К чему стремится душа?

Билибин начинал работу с эскиза, затем переносил его на кальку, а после —  наконец, на лист ватмана. Художник был очень внимателен к выбору материалов, оттенков красок и особенностей типографской бумаги. Однако его узнаваемый и уникальный «билибинский» стиль не определялся только техническими аспектами.

Иван Билибин обожал русские народные сказки и былины, и долго размышлял, как передать эту любовь на бумаге. Его вдохновило посещение выставки Виктора Васнецова, где он увидел картину «Богатыри» и ощутил, что это то, к чему стремилась его душа.

«Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа». Под впечатлением от картины Билибин создал акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке», — писал позже Иван Билибин.

Железная рука

Творчество Билибина хорошо узнаваемо благодаря приемам, которые он сам придумал и использовал во всех своих работах. Билибин очень трепетно относился к графике, говоря, что она обращает внимание на линию, ее характер, а не на отдельные цветовые пятна.

«Царь, поднявшись очень рано, похмелялся с полупьяна…» Источник

Друзья за четкую прорисовку линий величали Билибина «Иван — железная рука». Контуры рисунка он тщательно прописывал тушью, а после прокрашивал внутри акварелью.

Художник считал, что каждая линия должна быть осознанной, подчеркивать форму и скользить по ней.

Красота — в деталях

Давайте рассмотрим картину, где Василиса Прекрасная в лесу наблюдает за всадником на белом коне. Мы не видим лиц героев, но детали тщательно проработаны: костюмы и узоры на них, деревья и цветы. Благодаря мастерству Билибина, просто взглянув на картину, можно, не читая сказку, понять, что происходит в данный момент. Даже кусочек неба, окрасившийся в розовый цвет в левом углу картины, говорит нам о времени действия. Картину обрамляет ритмичный узор из повторяющихся елок, птиц и лошадей.

«Василиса Прекрасная и белый всадник». Источник

Выходите за пределы иллюстрации

Книги Билибина богаты узорами, в них очень яркая декоративность. Художник не останавливался на отдельных иллюстрациях, он прорабатывал всю книгу в ее стиле от обложки до обложки, вплоть до шрифтов и

орнамента по краям обложки. Каждая иллюстрация обрамлена узорчатой рамкой, так что нам невольно приходят на ум резные наличники на деревенских деревянных окнах.

Изучайте новое

Билибин искал вдохновение везде: изучал традиции иконописи, русской лубочной живописи и даже путешествовал по различным губерниям России, Тверской, Архангельской, Вологодской и Олонецкой… Он также прославился как театральный декоратор, иконописец, фотограф, «рекламист» и и автор двуглавого орла, изображенного на российских монетах.

Крым. Kоктебель. Источник

Еще одна вещь, которая интересовала Билибина — японская гравюра. Именно в них он нашел ту четкость рисунка и ясность линий, которую захотел сделать фирменным стилем.

Рычите от восторга

«Насколько я себя помню, я рисовал всегда», — писал художник. Авторитетом для Билибина стал его преподаватель — Ян Францевич Ционглинский. Как вспоминал сам Билибин, это был «прекрасный учитель, гордо и бурно входивший в класс и проповедовавший рыцарское преклонение перед Прекрасной Дамой — святым искусством». Его главный афоризм: кричите, свистите и рычите от восторга к искусству! Именно эту мысль перенял ученик Ционглинского.

Иллюстрация к русской народной сказке «Белая уточка». Источник

Не бойтесь критики

Во время XVII Передвижной выставки 1898 года картина «Иван-Царевич» вызвала ожесточенные споры среди критиков. Одни утверждали, что в композиции были ошибки, другие считали, что художник изобразил не волка-оборотня, а скорее какое-то чучело, напоминающее игрушечное животное для карусели. Некоторые даже утверждали, что в такой позе ни одно настоящее животное не может бежать.

В журнале «Русская мысль» писали: «„Ивана-царевича“ не приобрел П.М. Третьяков, у него уже достаточно собрано произведений этого художника, столь неудачно увлекшегося новшеством, якобы долженствующим создать особливую русскую живопись, непохожую ни на какую другую. Выходило нечто, в самом деле, ни на что не похожее, свидетельствующее о том, что и с талантом можно забраться в такие дебри бессмыслицы, из которых почти нет средств выбраться на свет божий…»

Но Иван Билибин продолжал работать. У него не было времени на критику. Он мечтал творить. Так он и нашел своих самых восторженных поклонников.

Погружение в мир иллюстрации начинается совсем скоро. Записаться на курс можно здесь. А промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.

Обложка поста — rusmuseumvrm.ru

Рубрика
Творчество
Похожие статьи