Создание иллюстрированной книги — это очень многогранный процесс. Вы одновременно думаете и о сюжетной линии, и о формате, и о стилистике и ритме повествования. Но прежде всего вы думаете о персонажах. Нашли 7 лайфхаков, которые помогут иллюстраторам при работе над книгой.
P.S. Скоро в МИФе стартует масштабный курс для всех, кто неравнодушен к шуршащим страницам, запаху типографской краски и оформлению — «Книжный иллюстратор». Selcha Uni, Таня Дюрер, Ales, Полина Граф — топовые художники, чьи работы любят и ждут наши читатели. Быть может, вы — еще одно открытие?
Лайфхак 1. Портрет в деталях
Независимо от того, работаете ли вы с чужим текстом или с собственным проектом,
предлагаем вам задуматься над следующими характеристиками вашего героя. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить читателей чувствовать что-то по отношению к вашему персонажу. Он должен испытывать сам и вызывать настоящие эмоции.
Иллюстрация из книги «Взрослая книга о детской иллюстрации»
Составьте детальный портрет вашего персонажа:
1. Стиль общения. Как ваш герой общается с окружающими и ведет себя? Он надменный? Шутливый? Сообразительный? Он легко находит общий язык с другими или вообще не умеет говорить? Предпочитает молчать или болтлив сверх меры? Основные черты характера обычно проявляются именно через общение.
2. История персонажа. Откуда он взялся, какая у него история, есть ли у него семья? Привязан ли он к кому-то, скрывает ли он что-то, что привело его в начало вашей истории?
3. Отношения. Какие у него отношения с окружающим миром и другими персонажами? Кто его друзья? Есть ли у него враги? Нравится ли ему, где он и чем занимается?
4. Цели. Чего он хочет?
5. В чем его недостаток? Никто не любит идеальных персонажей, особенно дети. Идеальные персонажи очень далеки от реальности. К тому же они скучны. Даже в самом положительном герое должен быть какой-то изъян. Тогда читателям будет проще ассоциировать персонажа с собой. Так что подумайте, в чем его проблема. Может, это внешность, черта характера или привычка, которая всех нервирует. Что в нем не так?
6. Мысли. Какие внутренние диалоги может вести с собой ваш персонаж? Соответствует ли его внутренний голос внешнему? Переживает ли герой внутренний конфликт?
7. Идентификация. Легко ли читатели могут узнать в персонаже себя, своего ребенка или соседа?
8. Ограничения. Какие внешние или внутренние ограничения предстоит преодолеть вашему персонажу, какую проблему решить? Готов ли он к этому? Обладает ли он необходимыми качествами?
Иллюстрация из книги «Взрослая книга о детской иллюстрации»
Лайфхак 2. Привет, абстракция
Еще один лайфхак можно сформулировать так: все конкретное, детальное воспринимается как внешний мир, окружающий нас, как чужое; абстрактное же живет внутри и воспринимается как свое.
Как бы парадоксально это ни звучало, иногда слишком отчетливый реализм в иллюстрациях вызывает менее живой отклик у смотрящего. Когда мы видим что-то реальное, некий стоящий перед нами объект (например, стул на кухне), мы представляем его четко и ясно. Мы можем рассмотреть стул со всех сторон, повернуть его так и этак, если надо — перевернуть вверх ногами. Стул здесь: его форма, цвет, размер и пропорции очевидны и не вызывают сомнений. Но если стула на кухне нет и он существует лишь в нашем воображении, если это воображаемый стул, он уже не выглядит таким четким.
Фрагмент из книги «Рождение иллюстратора»
«Осознание этого парадокса крайне важно для иллюстраторов — авторов визуальных миров. Создавая новую картинку, мы можем воспользоваться этими особенностями восприятия», — комментирует Феликс Шайнбергер, автор книги «Рождение иллюстратора».
Применительно к иллюстрации этот парадокс звучит так: чтобы вызвать эмоциональный отклик на изображение, иллюстрация не должна быть конкретной, поскольку расплывчатая картинка больше похожа на то, что люди рисуют у себя в голове. Реалистичные рисунки, тщательно прорисованные текстуры и поверхности тоже могут нравиться, но людям, склонным к объективизму и эмоционально отстраненным.
Лайфхак 3. Покажите свою работу — получите публикацию
Иллюстратор Рой Оубери советует создавать аккаунты в соцсетях. «Для моих работ было бесценным с точки зрения получения обратной связи. Когда я разрабатывал свой стиль, я публиковал свои незавершенные работы и просил людей сообщать мне, что они думают. Для этого нужно быть немного толстокожим, поскольку некоторые люди могут быть довольно жестокими. Однако большинство людей высказывают конструктивную критику и предложения.
Я также поинтересовался мнением учителей начальных классов и детей. Это вполне логично — в конечном итоге я захочу продать эту книгу этой аудитории, поэтому важно понимать, чего они хотят и что им нравится.
Лайфхак 4. Неважно, с чего и когда вы начнете….
…упорно практикуйте, и это определит вашу карьеру. Очень короткий, но рабочий совет.
Иллюстрация из книги «Взрослая книга о детской иллюстрации»
Лайфхак 5. Проба цвета
До начала рисования сделайте небольшие цветопробы. Цвет стоит протестировать, прежде чем использовать в иллюстрации. Если вы намеренно выберете доминирующий цвет или цветовой диапазон (например, разные оттенки синего), вы удивитесь, насколько легче станет работать с цветом, и перестанете тревожиться из-за него. Этот метод особенно эффективен, если вы хотите с помощью цвета вызвать эмоциональный отклик: тогда вам сразу станет ясно, какие доминирующие цвета использовать.
Иллюстрация из книги «Взрослая книга о детской иллюстрации»
Цветовые диапазоны (сочетания цветов) четче передают ваш замысел. Например, иллюстрация, выполненная в красно-золотых тонах, будет иметь совершенно иное настроение, чем рисунок в холодных оттенках синего. Кроме того, доминирующий цвет очень помогает при создании акцентов, которые должны привлекать внимание. Например, с помощью дополнительного цвета можно направить взгляд в нужную точку. В фильме про рыцарей эффект усиливается стократ, если темно-красная кровь жертвы расплывается в зеленой воде или королева в ярко-оранжевом платье порхает на фоне бледно-голубых стен замка.
Лайфхак 6. Вдохновляйтесь и крадите (как художник)
Изобретать колесо ни к чему. Нет ничего плохого в том, чтобы, например, вдохновляться цветовой гаммой других художников. Также обращайте внимание на то, какие цветовые сочетания выглядят гармонично. Это может быть сочетание, которое вы увидели в чужой иллюстрации, в природе, архитектуре, моде или где-то еще. Зафиксируйте понравившийся тон несколькими мазками акварели. Позднее вы сможете использовать его в работе.
Лайфхак 7. Не бойтесь выбросить и начать сначала
Это, наверное, самый сложный совет из всех. «Когда я начал собирать свои книги воедино, я часто обнаруживал, что история получается не совсем так, как я задумывал, или в иллюстрации чего-то не хватает, или требуется другое изображение, чтобы дополнить ее, чтобы помочь развитию сюжета», — комментирует художник Рой Оубери.
Иллюстрация из книги «Взрослая книга о детской иллюстрации»
В таких случаях слишком легко просто оставить все как есть. Это ошибка. Если вы знаете, что что-то далеко от идеала, ваши будущие читатели тоже это поймут. Поэтому всегда будьте готовы вернуться и переделать, чтобы привести книгу в наилучшее состояние, насколько это возможно. Это будет стоить каждой потраченной лишней минуты!
По материалам книг: «Рождение иллюстратора», «Взрослая книга о детской иллюстрации»
Интенсивное погружение в мир книгоиздания начинается совсем скоро. Записаться на курс можно здесь. А промокод BLOG даст приятную скидку — 30%.