В МИФе есть история, покорившая наше издательское сердечко — «Солнце в силках». Этническое фэнтези на основе якутского фольклора, воплощенная любовь к Северу. Бескрайняя тайга, населенная духами-иччи, трескучие морозы, коварные демоны-абаасы, отважные люди и шаманы, связующие миры, подобно великому древу. Узнали у Марины Сычевой, автора книги, тайны создания произведения.
— В какой момент вы решили написать книгу?
— «Солнце в силках» — первый текст, за который я взялась серьезно и довела до конца. Набивала на нем шишки, училась и работала очень долго. В 2016, когда пришла идея, я начала вяло собирать материал, делала какие-то наброски. Работа закипела в 2019 году. Это был какой-то кризисный период.
После Нового года я села и поставила себе цель рассказать эту историю. А потом, по весне, узнала о том, что на Алтае будет проходить первый семинар молодых литераторов и загорелась туда поехать: сентябрь, горы… Красота же! Но нужно отправить туда рукопись… И вот тогда я села писать серьезно, каждый день.
За весну и лето написала черновик первых двух частей книги. На семинаре меня хвалили участники, но мастера указали на то, что нужно учиться, нужно очень многое переработать.
Я пошла на курсы литературного мастерства и переписала заново весь текст. На это ушел еще почти год. Поставив точку в черновике, я ликовала: все, работа окончена! И даже набила себе тату — ворону.
— Как пришла идея книги?
— На книгу меня вдохновила песня группы «Мельница». В 2016 году я поехала в Новосибирск на концерт Мельницы — это был первый живой концерт этой группы, на котором я побывала. Там исполнялась песня «Шаман». Вживую она почему-то очень меня зацепила. Как это обычно бывает, когда нас что-то зацепит, мы ставим в плейлист, слушаем на повторе много-много раз, подпеваем. И я стала слушать и размышлять.Чем больше слушала, тем больше вопросов у меня появлялось.
Во-первых, где это? Мне почему-то сразу показалось, что на севере, но из песни невозможно понять, где именно. Что это за шаман-олень, что с ним случилось и почему он проклял сам себя? Почему его нужно найти?
Что это за девушка, которая его ищет, кто она ему — возлюбленная или нет? Но, если возлюбленная, это скучно. Я не люблю любовные романы. И вообще не очень люблю произведения, где главная тема — любовь. И я решила, что они должны быть друзьями. Стала крутить потихоньку эту мысль, думать — вот из этого, собственно говоря, выросла книга.
— О чем ваша книга?
— «Солнце в силках» — это книга о дружбе. О дружбе порушенной, о предательстве. И о том, что на самом деле все это не отменяет дружбы, оно ее видоизменяет в какое-то другое качество. Но с человеком, который был для тебя важен, ты все равно остаешься связан. Даже после ссоры, даже когда вас разделяют огромные расстояния.
Это история и о гармонии. Гармонии человека с миром и внутри самого себя. Нужно уметь жить в мире с тем, что тебя окружает, с лесом, с рекой, с небом, с другими людьми. Нужно уметь жить в гармонии с собой, потому что если в тебе этой гармонии нет, если в тебе что-то перекошено, то найдется зло, тьма, которая внутри поселится, и все тебе там в душе испоганит.
А еще — о том, что человек не одинок, рядом всегда должны быть другие люди. Причем иногда даже дело не в том, что их сложно найти, а в том, что нужно позволить им к себе приблизиться, допустить их в свою душу, в свои трудности, открыться им. Открыться тоже бывает трудно. Нужно уметь это делать, открываться близким и идти с ними вместе по этому пути.
— Что помогло вам создать атмосферу тайги?
— Одна из читательниц спросила меня: «Вы были у нас в Якутии? Откуда вы знаете, как выглядит наша природа?» Девушка сказала, что я попала в точку с описанием природы, атмосферы места. Я не была в Якутии, но мне кажется, что все-таки это наши соседи: ощущение бескрайней тайги у нас есть. Она тут недалеко, стоит выехать за город: лесные тропы, реки, озера. Поэтому, наверное, моя собственная любовь к природе отчасти сыграла свою роль.
— Были ли трудности со сбором материала для книги?
— Я, честно говоря, очень жалею, что не вела никакой реестр того, чем пользовалась, потому что материал собирался все время. Иногда меня что-нибудь спрашивают про якутскую культуру или про эпос, про фольклор, и у меня есть ответ, но в голове возникают вопросы: «Откуда это я знаю? А вдруг я это придумала?»
Из интересного — в работе были записки ссыльных из Якутии, наверное, XIX века, дореволюционные. Я читала лингвистические, в том числе какие-то фольклорные статьи, изучала фразеологию и якутские выражения в переводе, чтобы вплести их в текст.
Самое неприятное, что пришлось изучить, — как снять шкуру с зайца. Мне нужно было описать это, и пришлось смотреть мастер-класс по свежеванию, чтобы хоть как-то представить и описать процесс.
И второй момент: мне нужно было описать сцену нападения медведя. А медведь — это мой ужасный страх. В нескольких моих походах вокруг разбитого лагеря обнаруживала следы медведя. Я его не видела, но слышала. И у меня — паническая боязнь встретить медведя в лесу вечером. Но пришлось посмотреть, как нападает медведь.
Меня часто спрашивают, сложно ли это изучать чужую культуру. Вот сейчас, когда много времени прошло и книга готова, кажется, что нет. Кажется, что увлекательно.
— Как создавался путь героев?
— Начну с Табаты. Его путь в тексте обозначен пунктиром, и какие-то моменты мне хотелось осветить подробнее. Но потом оказалось, что это как будто бы неуместно в тексте, и я не вернулась к этим моментам.
Табата — обычный мальчик. Непоседливый, любопытный, немножко лихой. У него очень понятный дальнейший жизненный план: отец — охотник, старший брат— тоже охотник. Видимо, Табата должен пойти по этой же дорожке.
У Тураах все-таки ситуация немного сложнее: она девочка, которая не очень хочет идти привычным путем. Ей не слишком хочется стать просто красивой невестой и выйти замуж. Создавать уют в доме. Причем я не думаю, что это могло бы стать жизненной проблемой. Возможно, она бы выросла и вполне прекрасно вышла бы замуж.
Но на момент, когда мы, читатели, входим в текст, она — непоседливая егоза, которой больше нравится бегать с мальчишками, ползать где-то в лесу, а не вышивать, помогать на кухне и сидеть спокойно в доме. Вот с этого она начинает.
А самое главное, что Тураах и Табата — друзья. Когда я принималась за роман, понимала, что мне в первую очередь хочется рассказать о друзьях.