Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Как поймать читателя на крючок? Писательские советы от Эл Моргот
12 февраля 960 просмотров

Мария Русакова
Мария Русакова

В МИФе прошли встречи литературной мастерской «До встречи в книжном». Авторы бестселлеров рассказали, в чем секрет популярности YA-историй и кто их читатели, как ввести героя в сюжет, не попасть в ловушку штампов и не «убить» книгу второстепенными персонажами. Принесли секреты удержания внимания от Эл Моргот, автора серии «Злодейский путь!..».

P.S. Приглашаем стать частью большого творческого комьюнити «ЦЕХ». Эксперты, в числе которых Эл Моргот, помогут воплотить мечту — издать книгу, а промокод BLOG даст скидку −30%.

Что такое «крючок»?

Понятие «крючки» относится к приемам и элементам, которые цепляют внимание читателя. Это могут быть: неожиданные повороты, нагнетания, нависшая опасность, тайны загадки, интересные персонажи — разные элементы, которые способны удерживать интерес.

Самый главный двигатель-мотивация продолжать чтение — любопытство.

Крючки в сюжете не просто делают произведение более увлекательным, часто они буквально зарождают интерес читателя и побуждают его открывать страницу за страницей.

Сюжет под контролем

Умело расставленные по тексту крючки пробуждают воображение и чувство предвкушения от раскрытия тайны. Они должны непременно раскрываться постепенно и порционно, а персонажи должны за эти секреты побороться.

Чем больше труда вложено в поиск информации или решение опасной безвыходной ситуации, тем больше это значит для персонажа. А следовательно — больше удовлетворения читатель получит от момента раскрытия истины или нахождения решений.

Лучше всегда оставлять немного недосказанности — так автор может контролировать ситуацию.

Цепляющие элементы могут быть совершенно разными: от глобальной интриги всей книги до легкой беспокоящей несостыковкой в показаниях разных персонажей. Чтобы удерживать внимание читателей, в каждом ответе должен содержаться новый вопрос.

Место для крючка в тексте

Крючки можно разделить по месту расположения в тексте — в начале, в конце или внутри эпизода.

Холодное открытие

Прием, в котором перед началом повествования вставляется динамичный, драматический эпизод из кульминации, финального акта или набор флешбэков. Читатель не подготовлен: его сразу погружают в динамичную сцену, в которую участвуют персонажи, которые еще не были ему представлены.

В этой части нужно увлечь, заразить, «внести» максимум ожиданий, не рассказывая содержание напрямую. Читатель должен предполагать, надеяться, что его ожидания оправдаются, но быть в этом не до конца уверенным.

К примеру, герой стреляет во врага, а затем начинается первая глава, где нам демонстрируют совершенно безобидного главного персонажа. Что же произошло в жизни этого человека, что заставило его совершить такой поступок?

Клиффхэнгер

Прием, в котором повествование обрывается на драматичном событии, оставляя развязку в следующем эпизоде. Мы буквально заставляем героя «повиснуть над пропастью» и уходим… До новых встреч в следующей главе.

Виды крючков

Писательские зацепки можно разделить на четыре вида:

  • Препятствие
  • Угроза
  • Загадка
  • Новость

Препятствие — то, что стоит между персонажем и достижением им какой-то цели. Оно не должно иметь очевидного способа преодоления (должна быть интрига): нужно показать, что стоит на кону. Секрет от Эл Моргот: качественный антагонист поможет в генерации препятствий.

Угрозы бывают разные: угроза смерти, разрушения отношений, профессионального провала, угроза достоинству, жизням близких, социуму, всему миру. Чтобы этот вид сработал, герой должен находиться в опасной ситуации, развитие которой заставляет его искать выход.

Загадка — свобода для экспериментов. От интриги всей книги до недосказанности.

Новость — крючок, который связывает эпизоды; обычно следует после преодоления препятствия или угрозы, когда, казалось бы, можно расслабиться.

По материалам курса «До встречи в книжном»

Похожие статьи