Человек у народов Севера мыслился сложно устроенным существом. У него было физическое тело и несколько душ, не менее двух. Они могли прилетать в образе птиц или грибных спор, превращаться в ящериц и путешествовать. Как они это делали? И сколько все-таки душ? Делимся удивительными фактами из книги «Мифы северных народов России».
Душа-дыхание и душа-тень
У разных групп обских угров считалось, что у мужчин пять или семь душ, у женщин — четыре или шесть. Из них две — важнейшие: душа-дыхание лил и душа-тень ис/ис-хор.
Лил мыслилась как реинкарнирующая душа — после смерти она уходит в Верхний мир и позже возрождается в младенце той же родовой группы. Именно душу лил посылает будущей матери богиня земли. Душа-дыхание неотделима от человека, а душа-тень понималась как более самостоятельная — она может отделяться от тела и при жизни, например во время сна.
У разных групп обских угров телесная душа может принимать облик ящерицы, жука или человека. Полагают, что она покидает тело во время сна, обморока, тяжелой болезни, перед смертью, и ее может увидеть шаман и иногда даже обычный человек.
Душа-тень после смерти человека некоторое время обитает рядом с могилой, а затем уходит в Нижний мир, в царство Куль-отыра. Там она живет еще столько же, сколько человек прожил на земле, затем начинает уменьшаться, превращается в водяного жучка и, наконец, совсем исчезает. Похожие представления и у ненцев: душа-тень проживает в мире мертвых срок своей земной жизни, затем превращается в черного жучка си. Увидев его в чуме, старики бросают си в огонь со словами: «Старина, согрей спину, это [очаг] наше солнце».
Склонная к побегам
По представлениям кетов, у человека семь душ. Седьмая, главная душа, или жизненная сила, называется ульвей. Она выглядит как маленький двойник человека. Ульвей может временно отходить от человека при жизни (во сне или при болезни) и совсем покидает его после смерти. Тогда ульвей уходит в Нижний мир, а через некоторое время снова появляется в Среднем, где живут люди. Ульвей бессмертна, переселяется из одного тела в другое.
Здоровье, сила, настроение человека зависят от состояния его ульвей. Она должна всегда находиться поблизости. Если ульвей оказывалась «склонной к побегам» (чем объяснялись частые болезни, обмороки, приступы эпилепсии и т.п.), то делали ее изображение из металла и хранили у старшего в роду в домашнем алтаре либо у шамана в коссуле — ящике с шаманскими духами-помощниками.
Две латунные фигурки слева — ульвей женщины и мужчины. По центру — дангольс, кукла-заместитель умершего.
На фотографии выше, кроме ульвей, видна маленькая фигурка в суконном халате, подпоясанном синим поясом. Рядом с ней — детская игрушечная чашка с блюдцем, миниатюрные лыжи и зимняя обувь, лук и нож. Это дангольс — изображение умершего родственника. Оно делалось по указанию шамана, если умерший постоянно снился. Считалось, что это происходит потому, что хозяйка мира мертвых Хоседэм не пускает его ульвей в Нижний мир (если он умер слишком рано или не своей смертью) и он вынужден вернуться в Средний мир. Дангольс хранили на месте покойного, снабжали необходимыми вещами, периодически кормили и поили.
Оми и душа-человечек
У эвенков, эвенов, тунгусо-маньчжурских народов Амура духовная сущность человека состояла их двух частей — оми, жизненной силы, и панян, тени. Родовые запасы душ оми в виде птичек жили в Нгектар, мире нерожденных душ. Он находился в Верхнем мире — в кроне мирового древа, у различных народов растущего в разных местах: во владениях богини Омсон-мама (нанайцы), в истоках мировой реки (эвенки Енисея), на Луне (орочи), на звезде (эвенки-орочоны).
Оми прилетают на землю в виде птичек, пушинок, хвоинок или спор гриба-дождевика. Попав в лоно женщины, оми дает начало будущему ребенку. Если ребенок умирал во чреве или до года жизни, то его оми возвращалась назад в хранилище душ и вскоре снова приходила на землю, может быть, к той же матери. Если женщина не могла зачать, шаман совершал камлание — добывание души. Во время ритуала шаман уходил в Нгектар и крал души, потом возвращался и бросал их в виде хвоинок на платок, который дети держали за углы; платок складывали и хранили.
Вторая душа, панян (буквально «тень»), появлялась в момент рождения либо в течение первого года жизни ребенка. Она имеет вид маленького человечка. Нанайцы считали, что душа оми превращается в панян: крылья становятся ручками, лапки — ножками.
Во время сна панян отлучается — ее похождения и есть сновидения. Поэтому спящего нельзя было резко будить — чтобы панян успела вернуться. Панян могли похитить злые духи, тогда человек заболевал.
После смерти человека его панян находилась в специальной подушечке, которая также называлась панян (примерно с середины XX века в этой роли выступает фотография покойного). Ее хранили в доме, периодически угощали. Так продолжалось от нескольких месяцев до нескольких лет — пока в селении не соберется несколько умерших для проведения коллективных больших поминок каса. Во время этого ритуала шаман провожал панян умерших в мир мертвых Буни, после чего с ними расставались навсегда.
В книге «Мифы северных народов России» вас ждут и другие удивительные истории. Вы узнаете о происхождении вселенной и человека. О том, какие тайны можно открыть, посмотрев на шаманский бубен. Кто обитает на просторах Севера по соседству с людьми и, конечно, познакомитесь с главными легендами и преданиями этого региона. Не оторваться.
Где заказать: МИФ / Ozon / Wildberries / Читай-город
Что еще почитать о мифологии Севера
Как стать шаманом? Инструкция от северных народов России
Якутская мифология: шаманы, демоны-абаасы, духи-иччи и три мира
Как на Луне появились пятна? И другие тайны неба в мифах северных народов России