Все обучаются по-разному: одни люди предпочитают книги, другие — документальные фильмы и подкасты, кто-то лучше всего учится в учебном заведении. А есть те, кому помогает работа с ментором. Институт наставничества существовал еще со времен Древней Греции — это давно проверенный способ обучения.
Большинство людей понимают ценность таких отношений, однако поиск ментора — дело непростое. Как же быть — рассказывает в книге «Рискуй и действуй!» предприниматель и популярный блогер Дариус Фору. Он предлагает обратить внимание на семь вещей.
№ 1. Учиться и еще раз учиться
Прежде чем даже задумываться о поиске ментора, необходимо разобраться в двух вещах: какая область вас интересует и что можете предложить именно вы? Не имеет смысла искать наставника, если вы пока не выбрали направление, в котором будете развиваться. Например, если вы хотите работать в спортивной сфере, наставник, специализирующийся в искусстве, не принесет вам никакой пользы (если, конечно, вы не хотите привнести искусство в спорт).
Если вы ищете того, кто возьмет вас за ручку и расскажет все о жизни, то вам нужен не ментор, а опыт. Его невозможно получить, сидя на одном месте. Не ожидайте, что вам преподнесут все знания и умения в готовом виде — это не то, что делает наставник.
Ваши первые наставники — учебные заведения, книги, обучающие курсы и видео, а также любые другие источники знаний. Только после этого стоит искать менторов среди людей. Нужно иметь представление о жизни и обладать общими знаниями об интересующей вас деятельности, чтобы обращаться к наставнику. Никому не нужен наивный ученик, которому придется объяснять азы.
Итак, сначала сделайте домашнюю работу: поймите, в какой сфере хотите развиваться, приступите к учебе — и лишь после этого беритесь за поиск наставника.
№ 2. Развивать эмоциональный интеллект
Иногда наставничество путают с ученичеством. По сути, ученичество — это производственная практика. Эта система появилась в Средние века: если человек хотел стать портным, пекарем или торговцем, он поступал в ученики к мастеру и овладевал профессией прямо на рабочем месте. Главное отличие этих двух понятий в том, что наставничество не обременено формальностями. Именно поэтому ментора так сложно найти. Понимание своих и чужих эмоций важно как раз в связи с неформальной природой наставничества. Вообще эмоциональный интеллект описывают по-разному, но вот как его определяет автор: не будьте назойливым.
В некоторых компаниях умение потенциального работника нравиться другим проверяют на собеседовании. Люди проводят на работе много времени, поэтому коммуникабельность так важна. Разговаривая с соискателем, интервьюер задает себе вопрос: «А стал бы я общаться с этим человеком?»
Вот несколько советов:
- Не прикидывайтесь, будьте собой
- Не тешьте себя заблуждениями, что знаете все
- Будьте честны и скромны
- Не перенапрягайтесь
- Делитесь историями
№ 3. Не спрашивать
Перейдем к делу. Если есть человек, которым вы восхищаетесь и у которого хотите учиться, самое время обратиться к нему.
Важный момент: наставника можно найти везде. Не ограничивайтесь только влиятельными, известными людьми — обратите внимание на свою семью, родственников, друзей, коллег. В общем, оглядитесь по сторонам, присмотритесь к тем, кто рядом, ведь с близкими или более-менее знакомыми людьми начать общение будет легче.
Не нужно звонить или писать электронное письмо с вопросом: «Может, станете моим наставником?» Вас посчитают сумасшедшим. Как правило, люди не прочь помочь другим, но ведь нельзя «играть только в свои ворота». Если пишете человеку впервые, ограничьтесь простым вопросом или выразите восхищение его или ее деятельностью. Не стоит сразу начинать со сложных тем.
Также, пожалуйста, не пишите электронные письма с предложением обменять совет на чашечку кофе. Выпить кофе можно практически где угодно и когда угодно, а вот предложить взамен что-то действительно важное может не каждый. Будущему ментору должно быть интересно проводить с вами время.
№ 4. Приносить пользу
Итак, вы получили ответ — самое время задуматься о том, что предложите взамен. Для этого поищите информацию о будущем менторе или его компании. Вернитесь к первому пункту этого списка: невозможно быть полезным, не имея знаний и опыта. Предложите помощь, сделайте что-нибудь своими руками, подбросьте крутую идею — в общем, действуйте!
№ 5. Ценить чужое время
Помните: другой человек ничего вам не должен. Отношения с наставником всегда должны учитывать интересы обеих сторон.
Если хотите назначить встречу, всегда выбирайте место и время, в первую очередь подходящие вашему потенциальному ментору. Так вы покажете, что серьезно относитесь к обучению, готовы прилагать силы и выделять время, а главное — что вы обладаете эмоциональным интеллектом.
№ 6. Относиться к своему ремеслу серьезно
Скорее всего, ваш наставник серьезно относится к своей работе, именно поэтому он успешен. Таким же интересом и страстью должны обладать и вы.
«Я часто встречаю занудных, негативно настроенных людей, которые работают только ради зарплаты. Рядом с ними и стоять скучно», — сказал один из менторов Дариуса, когда они только начинали сотрудничать. Может показаться, что все серьезно относятся к своей работе, но на самом деле это не всегда так. Просто знайте, что истинная увлеченность своим делом бывает заразительна.
№ 7. Оставаться на связи
Так как отношения с наставником лишены формальностей, договариваться о следующих встречах тоже стоит не так, как это обычно происходит в более официальном контексте. Если человеку явно понравилось общаться с вами, можно сказать что-то вроде: «Вы дали мне богатую пищу для размышлений. Если вам наша встреча тоже была полезна, может быть, будем общаться чаще?»
Будьте готовы услышать «нет». Другой человек может быть просто занят или полностью сосредоточен на каком-то проекте. Примите отказ с уважением, выразите понимание, но не пропадайте навсегда. Время от времени делитесь с ним полезной информацией.
Что касается частоты. «Я встречаюсь с наставниками раз в два-три месяца, — делится Дариус. — Также мы иногда общаемся по электронной почте: советуем друг другу интересные книги, полезные статьи, задаем друг другу вопросы». Если вы с ментором не работаете над совместным проектом, нет необходимости встречаться каждую неделю, чтобы получить очередной совет. В общем, торопиться некуда и незачем. В то же время не теряйтесь, поддерживайте связь по электронной почте, переписывайтесь в мессенджерах.
Этот список — советы автора. Но как он сам говорит: важно не забывать, что универсальных рекомендаций не существует. Стоит учитывать контекст, в котором вы действуете. Поэтому и нужно развивать эмоциональный интеллект.
Наставник не учитель и не начальник: не стоит относиться к нему как к вышестоящему. На самом деле наставничество сродни дружбе, так что в конечном счете ментор станет именно другом, помните об этом.
По материалам книги «Рискуй и действуй!»
Где заказать: МИФ / Ozon / Читай-город / Лабиринт