У наших предков не было школ магии. Травологию, защиту от нечисти и другие магические искусства им приходилось осваивать самостоятельно — чтобы выжить в полном опасностей мире. Какие же знания сохранились с тех пор? И что из них отразилось на нашей жизни сегодня? Ответы — в книге «Зельеварение на Руси».
Выбрали удивительные факты о деревьях, которые каждый из нас встречает повсеместно. А кто-то даже посадил у себя во дворе.
Ель — свадебное дерево, где обитает нечисть
В народной культуре елочка была одной из форм обрядового деревца и основной формой свадебного (о чем горожанин не подозревает). А вот рождественская ель — это позднее заимствование из Германии, к тому же городское: в известной песне мужичок срубил елочку для городских детишек.
В народных представлениях деревья делились на мужские и женские. Ель — устойчивый женский символ, особенно на Русском Севере. Здесь огромная могучая ель воспринималась как хозяйка леса, то есть божество, заслуживающее почитания. Однако чаще ель считали местом обитания нечисти. Именно этим объясняется поверье, что домовой может жить в еловой ветке во дворе.
Из-за того, что нечисть якобы обитает под елью, возник запрет, абсурдный с практической точки зрения: под елью нельзя прятаться во время грозы. Любой, кого буря заставала в лесу, знает, что именно под ней надо переждать непогоду: сквозь ее иглы, густо покрывающие ветви, не пробьется обычный дождь, а ливень промочит несильно. Почему же запрет противоречит жизненному опыту? Причина в символической связи ели с нечистой силой. С языческих времен у славян бытовал миф, что громовержец Перун бьет молниями существ, связанных с миром смерти, которые пытаются укрыться от него под камнем, под деревом, но удар настигает их.
Хвойный лес. Иллюстрация из альманаха «Живописная Россия». 1881 г.
Ель приобрела и черты свадебного символа. Она фигурирует в ритуале еще на этапе сватовства: дать ответ девушка должна была иносказательно. Ей задавали вопрос: «Ель или сосна?» (вариант — «Береза или дуб?»), ответ «ель» либо «береза» означал согласие. В поговорке «Венчали вокруг ели, а черти пели» ель фигурирует и как свадебное дерево, и как дерево нечисти.
Персонификацией девичества становилось свадебное деревце — небольшая елочка, украшенная цветами, иногда — яблоками. Ее наряжали непосредственно перед свадьбой, несли впереди свадебной процессии, за нее подруги невесты требовали выкуп. На пиру ее полностью или частично раздирали, забирая ветки с собой на удачу. Свадебное деревце сжигали сразу или позже, в ходе ритуалов плодородия.
Исцеляющий дуб, что притягивает ведьм
Царем деревьев по праву считался дуб — дерево, способное расти веками и достигать пятнадцати метров в обхвате. Дуб — это священное дерево. Оно могло выполнять функцию храма, а конкретные исключительные деревья считались святынями сами по себе. В то же время дубы могли считаться местом обитания негативных мифологических персонажей.
С этими поверьями был связан запрет спать под дубом: считалось, что от этого на теле могут появиться нарывы. В Белоруссии дуб был настолько мифологизирован, что в преданиях рассказывается, как ведьмы слетаются не только на дубы, растущие на лысых горах, но и на лысые горы, находящиеся на дубах.
И все же дуб прежде всего — это дерево громовержца. В языческое время им был Перун (известна местность под названием Перунов Дуб), затем его сменил христианский Бог, но на обычаи это повлияло мало. Связь дуба с грозой воспринималась двояко: с одной стороны, запрещалось сжигать его листья — это могло вызвать бурю, с другой — дубовые ветки, заткнутые за окна, должны были служить магическим громоотводом.
Дуб, раздробленный молнией. Картина Максима Воробьева. 1842 г.
Согласно заговорам, дуб мог исцелять болезни: от укуса змеи и сглаза до грудной жабы и рожи (кожного воспаления). Вот текст, где проявляется мощь дуба: «Ой на море на Окияне, на острове на Буяне стоит дуб, в том дубе — сруб, а в срубе — змеиный зуб». Здесь переосмыслен мотив погребения: запирается или сама боль, или ее источник. Похоронить змеиный зуб — запереть риск быть укушенным змеей.
Дуб мыслился настолько могущественным, что олицетворял собой не только жизненный цикл, но и само время. Это отражено в загадке: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд, на каждом гнезде по четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц, семь беленьких и семь черненьких». Как думаете, что это?
Нарядная березка, под которой собираются русалки
Береза — дерево светлое и в прямом, и в переносном смысле. Ее благие качества ярче всего проявлены в обычае сажать березы возле дома. Из-за белой коры она воспринималась как светлое и радостное дерево. В народе ее называли счастливой, приносящей благополучие семье, отпугивающей зло.
Троицкая березка, украшенная лентами, — это одно из многочисленных проявлений универсального мифа о Богине-матери, которая может иметь обличие дерева. Почитание березы — сугубо женское дело. Нижегородские священники с негодованием писали о женах и девицах, которые шли к березе с подношением пирогов, каши и яичницы, поклонялись ей и пели песни.
В свадебном обряде березка связана с ритуальным мытьем невесты в бане. Баня имеет отчетливую символику мира смерти, равно как и все предсвадебные ритуалы — это оплакивание невесты, которая умирает как девушка, чтобы родиться как женщина. Использование березы в ритуале закономерно, поскольку это дерево Богини-матери, которая воплощает жизнь и смерть в их двуединстве. Особенно детально этот ритуал был проработан на Русском Севере: березовые ветки втыкали во все щели в стенах и потолке бани, вдоль дорожки от бани к избе стояли украшенные березовые веники, водруженные для этой цели на шесты; баню желательно было топить березовыми дровами.
Троицкая березка. Лубок
Из-за целебных свойств и мифического образа березы считалось, что она защищает от различных вредителей. Например, чтобы избавиться от вшей, следовало походить босиком по березовым листьям, а лучше — положить их в обувь. Ветки березы считались оберегом и от нечисти, и от духов болезней, и от нежити. Можно было развешивать и большие ветви, и прутики, и венки, и даже запас веников годился. С той же целью венки из березы надевали коровам на рога.
Существовали представления о березе как о дереве русалок. Плакучие березы с ветвями до земли, особенно растущие в поле, считались местом их сборищ. Если человек оказывался там ночью, то русалки могли затанцевать его до смерти. Во время Русальной недели на березы, растущие у дома, вешали рубахи и другую одежду для русалок.
Этот рассказ о символике березы завершим поверьем о том, что наросты на ее стволе возникают от «бабьих проклёнов», то есть от женских ругательств.
По материалам книги «Зельеварение на Руси»
Обложка статьи: Freepik